Тибетские ламы: самые шокирующие факты

0
187

Тибетский ламаизм обычно называют буддизмом. Но исходный мирный вариант, созданный Буддой Шакьямуни, на самом деле не имеет с тибетской версией ничего общего. В тибетском ламаизме присутствуют элементы шаманизма и даже символика кровавых жертвоприношений. Тибетских лам можно встретить молящимися возле барельефа индуистского бога Ханумана — кровавого бога войны, убивающего мужчин и женщин, окружённого человеческими черепами.

Тибетские ламы не гнушаются секса и физического труда, считая, что то и другое необходимо делать очень хорошо.

Основоположник ламаизма: «возникший в лотосе»

В VII веке в Тибете была сложная политическая ситуация. На должность ценпо (правителя) жрецы религии бон и их союзники аристократы призвали табгачского принца Туфа Фань Ни с его отрядом. Но новоявленный правитель не имел никакой реальной власти. Тогда его потомок ценпо Тисонг Децен в 755 году пригласил учёного буддиста Шантаракшиту, чтобы создать себе с его помощью опору среди населения. Первая попытка провалилась: народ охотников и скотоводов не понял теории колеса Сансары, жизни в кольце страданий и запрета на любые убийства. Тогда был призван новый лидер: Падмасамбхава, он же гуру Ринпоче. Этот неординарный человек: как сейчас бы сказали, был большой мастер пиара.

По легенде, гуру Падмасамбхава в 8-летнем возрасте материализовался в цветке лотоса. Ребёнок проявлял незаурядные способности, его усыновил бездетный царь и впоследствии женил на своей дочери. По аналогии с царевичем Шакьямуни, Падмасамбхава пришёл к выводу, что должен оставить мирскую жизнь ради исполнения своей религиозной миссии. Царь, который воспитывал его в расчёте передать ему власть и не видел альтернативы, возражал против такого поступка. Тогда юноша убил сына одного из вельмож: за это преступление он был изгнан из страны и пустился в странствия, получив тантрическое посвящение от двух дакини: древних женских богинь.

Первые шаги ламаизма в Тибете: убийства и мистика

Оказавшись в Тибете, Падмасамбхава подошёл к своей миссии творчески. Он взял за основу древнее тибетское поклонение духам предков и женским божествам, добавил эффектных мистических приёмов, одел своих последователей в красные плащи, основал монастырь, занялся переводом на тибетский язык религиозной литературы и женился на принцессе. Он создал стройную и убедительную концепцию, согласно которой его приверженцы могли достичь многого при жизни, после смерти и в последующих реинкарнациях. Ему удалось не только заинтересовать народ, но и привлечь последователей религии бон. Таким образом, ценпо Тисонг Децен сумел получить в Тибете реальную власть с опорой на духовную жизнь.

Аристократы вместе со жрецами религии бон поначалу не очень беспокоились, рассчитывая, что буддисты по своим убеждениям не могут бороться с ними достаточно убедительными методами. Но они недооценили репутацию и широту взглядов гуру Ринпоче Падмасамбхавы.

Глава оппозиции Машанг, который занимал должность премьер-министра, был уверен в своей безнаказанности: ведь буддисты никого не убивают. Машанга заманили в гробницу и замуровали там, мотивируя это деяние тем, что его там никто не убивал, он сам умер. Ликвидация основного противника власти произвела на оппозицию большое впечатление и лишила её предводителя. Тибетский вариант буддизма в альянсе с властью ценпо стал могущественной силой в Тибете.

Далай-лама — ставленник монголов

К XIII веку система тибетского ламаизма разветвилась на 4 довольно враждебных друг другу ордена: шакья, кагью, ньинма и гелуг. В этот период Тибет уже был вассалом Китая, а власть в Китае захватил монгольский хан Хубилай, основавший династию Юань. Монголы проводили политику активного налаживания сотрудничества с местными властями. Благодаря монголам возвысилась школа Гелуг, из её среды был назначен религиозный лидер: Далай-лама. Первый Далай-лама получил наименование III, для эффекта преемственности. Считалось, что после смерти Далай-лама перевоплощается в ребёнка, которого нужно отыскать и воспитывать для последующего принятия власти.

Наиболее знаменитые Далай-ламы и их значение для Тибета

Наиболее выдающимся был V Далай-лама Нгаванг Лобсанг Гьяцо, живший в XVII веке. За огромную работу, которую проводил за свою жизнь этот деятель, его называли Великий Пятый. Он проводил активную внешнюю и внутреннюю политику, вёл успешные войны, создавал монастыри, систематизировал религиозную литературу, и именно он начал грандиозное строительство знаменитого дворца в Лхасе, пригласив отовсюду мастеров и художников. Личность V Далай-ламы имела такое значение для Тибета, что факт его смерти скрывался в течение 15 лет. Во время официальных посещений Великий Пятый не появлялся под предлогом глубокой медитации; из соседней комнаты при этом доносилась сакральная музыка. Когда в Лхасу прибывали посольства, их принимал в полумраке и в капюшоне монах, похожий на Далай-ламу.

Следующим, VI Далай-ламой стал Цан-Ян-Гья-Цо, и он меньше всего думал о власти, аскезе и религии, предпочитая носить длинные волосы, наряжаться в голубой шёлковый костюм и предаваться стрельбе из лука вместе с друзьями — молодыми аристократами. Этот юноша был большим любителем женщин, сочинял прекрасные любовные стихи и гордился своим знанием тантры и тибетской сексуальной техники. В одном из своих стихов он писал:

«Я никогда не спал без возлюбленной,
Не пролив при этом ни капли спермы».

Согласно тибетскому учению тантры, удержание спермы способствует мужскому долголетию и свидетельствует о высоком духовном уровне.

Тибетское население было в восторге от своего юного лидера, но монголы и вездесущие иезуиты такого подхода не оценили. Цан-Ян-Гья-Цо был захвачен и, по-видимому, отравлен по дороге в Китай. Ему было всего 23 года.

Судьба Далай-лам и Тибета

Учитывая, что в Тибете существовала теократия — то есть духовный и светский лидер являлся одним и тем же лицом, от него зависело очень многое. Критической стала ситуация XX века, когда в Китае обрушилась императорская династия Цинь. Воспользовавшись британским присутствием в регионе, Непал и Бутан сумели отделиться и получить независимость, но эта судьба не коснулась Тибета.

В конце 1950 года в Тибет вторглась китайская армия. Власти Лхасы не сумели организовать военное или политическое сопротивление, и в течение ближайших лет последовали сложные отношения между тибетской теократией и китайским режимом. В ночь на 17 марта 1959 года XIV Далай-лама бежал в Индию. Спустя два дня народ Тибета взбунтовался против китайцев, но восстание было потоплено в крови. Китайцы вырубили леса, чем подорвали основу тибетского хозяйства: якам стало негде питаться и они вымирали целыми стадами.

Из страны бежали десятки тысяч людей, большинство — в Непал и Северную Индию. (авторы-тибетологи Иакинф (Бичурин), Erberto Lo Bue, Reinhold Messner)

Современный ламаизм: традиции и новшества

В настоящее время ламаизм фактически объединился с тибетской религией бон. Внутреннее убранство монастырей не имеет никаких различий: и в буддистских, и в бонских монастырях выставлены портреты лам и фигурки торма — символика кровавых жертвоприношений, почерпнутые из реформированной бонской традиции. Во всех монастырях можно видеть скульптуры дакини и великого гуру Падмасамбхавы.

Тибетский ламаизм — и в наше время почитаемая религия, особенно у народа шерпа. Среди молодёжи считается очень престижным пройти обучение в монастыре. В одежде лам можно увидеть даже 7-8 летних детей. Стоимость довольно высока, но родители охотно идут на эти расходы, поскольку «свой» лама улучшает карму семьи.

Молодые послушники-ламы ведут довольно строгий образ жизни. Они несколько раз в сутки читают молитвы в общем зале, медитируют, изучают традиционную медицину, приёмы энергетического воздействия, ряд общеобразовательных предметов, а также обязаны трудиться на благо общества. После землетрясения весной 2015 года тибетские ламы работали на разборе завалов наравне с армией. Они восстанавливали дороги, развозили мешки риса и палатки по разрушенным деревням, оказывали медицинскую помощь, утешали тех, кто потерял родственников.

Современные молодые ламы — весёлые и общительные люди, хорошо говорящие по-английски и имеющие аккаунт в Фейсбуке.