Навыки счастья, или Как превратить свою работу в источник энергии

0
213

Психологи и бизнес-тренеры ещё недавно давали рекомендации, как достичь life-work баланса. Но оказалось, что из-за быстрого темпа и стрессовых нагрузок о балансе можно забыть. Зато ему на замену приходит идея «лайф-ворк» (life-work) синергии.

В чем же ее суть? Работа плавно перетекает в жизнь и наоборот. Мы сидим с ноутбуками на берегу океана, берем детей и домашних питомцев в офисы (да-да, такие практики существуют в некоторых компаниях на официальном уровне!)

То есть границы между работой и жизнью почти стираются.

Тогда возникает вопрос: как же оставаться счастливым и ощущать гармонию в своей профессиональной деятельности?

Существует новая концепция в позитивной психологии, которая предлагает проактивный взгляд на счастье. Счастье — это не что-то, что случается с нами внезапно, а то, что можно создавать и развивать самостоятельно, усиливая ощущение счастья (по-научному, субъективного благополучия).

Исходя из такого подхода, счастью в деятельности можно научиться, как и любому другому навыку. Взятая за основу научная концепция поможет сделать это обучение системным и структурным.

В частности, модель счастья PERMA (автор — Мартин Селигман) предлагает 5 групп факторов, лежащих в основе ощущения счастья илисубъективного благополучия, как пишут психологи:

  1. Positive emotions (позитивные эмоции)
  2. Engagement (вовлеченность, поток)
  3. Relationships (взаимоотношения)
  4. Meaning (смыслы)
  5. Achievements (достижения).

Рассмотрим каждый из факторов, а также возможности их реализации:

1.   Positive emotions (позитивные эмоции)

Мозг можно целенаправленно перенастроить на позитив. Благодаря его нейропластичности (способности образовывать новые нейронные связи), фокусирование внимания на позитивных событиях позволяет трансформировать биохимию мозга и даже его биологию, приводя к положительным изменениям. От позитивных эмоций улучшается не только психическое, но и физическое здоровье. Позитивные эмоции выступают и как лекарство, и как буфер против различных болезней. Развивать этот фактор помогают навыки эмоционального интеллекта, в частности, понимание эмоций и саморегуляция.

2.   Engagement (вовлеченность, поток)

Вовлеченность можно понять как процесс нашего «погружения» в работу и ее разнообразные аспекты. Близкий вовлеченности по смыслу концепт — это поток (Flow), который описал и исследовал еще один представитель гуманистической психологии, исследователь счастья и креативности Михай Чиксентмихайи.

В таком понимании вовлеченность, как часть субъективного благополучия, возникает тогда, когда у человека:

  • есть понимание, что и как делать
  • есть ощущение того, что это делается хорошо
  • есть четкое видение конечной цели
  • задача оценивается как сложная, а навыки как хорошо развитые
  • ничто не отвлекает от процесса.

Для «потоковой» организации своей работы помогут развитые навыки личной эффективности, планирования и постановки приоритетов, а также навыки концентрации и управления вниманием.

3.   Relationships (взаимоотношения)

Доказано, что команды с высоким уровнем доверия, теплоты и открытости в межличностных отношениях достигают лучших результатов в бизнесе. Базовой практикой для развития этих навыков является эмпатия и основанная на ней партнёрская коммуникация (с использованием методаНенасильственного общения). В отличие от конкурентных стратегий в коммуникации, партнёрское общение позволяет достигать целей, сохраняя позитивные отношения.

4.   Meaning (смыслы)

Цели в работе — это ответы на вопрос «Что мы делаем?», а смыслы — это ответы на вопрос «Зачем мы делаем то, что делаем?».

Четкие ответы и их понимание дает больше энергии и больше удовлетворённости работой.

Для того, чтобы сотрудники могли увидеть яснее свои смыслы в работе, помогут лидерские навыки создания видения, постановки целей, основанных на ценностях и личных смыслах людей, коучинговые технологии «сшивки целей» сотрудника и компании, интегральный подход в целеполагании.

5.   Achievements (достижения)

Достижения — это наши результаты, которые нас вдохновляют на большее. А результаты — это достигнутые цели. Наличие вдохновляющих целей фокусирует энергию и дает чувство удовлетворения при их достижении. Сама по себе цель — уже даёт энергию для ее реализации.

Для того, чтобы работа давала ощущение счастья от желанных достижений, важно не прекращать своё развитие в профессиональной деятельности. В этом помогут навыки саморазвития, которые превращают работу в постоянного обучения и достижения наивысших результатов.

Как видно из рассмотренной модели, навыки счастья — это не абстракция, а вполне реальная программа личного и профессионального развития, которая помогает достичь желанных результатов в работе и в жизни.

Автор: Елена Елисеева