Страстной называется шестая неделя Великого поста, которая идет перед самым главным праздником в христианстве, Пасхой. В это время вспоминают о последних днях земной жизни Иисуса Христа, его страданиях, распятии на кресте, смерти и последующем воскрешении.
Церковь особо чтит эти дни, а верующие стремятся провести их в духовных размышлениях и молитвах, без ссор, обид и дурных поступков, стараются чаще посещать богослужения в храмах.
Что означают дни Страстной седмицы
Каждый день на Страстной неделе называется Великим. В храмах проходят особые службы, которые считаются самыми величественными и торжественными во всем церковном году. При этом в эти семь дней не празднуют дни святых, не поминают умерших, не проводят венчания и крещения — все обряды в это время посвящены подготовке к Христову Воскресению, Пасхе.
Расскажем о предпасхальных днях подробнее.
- Великий понедельник. В этот день на церковных службах вспоминают сюжет из Ветхого завета — о патриархе Иосифе, проданном собственными братьями в рабство, а также проклятие Христом бесплодной смоковницы, которая символизирует нераскаявшуюся в своих грехах душу. Патриарх начинает чин мироварения. Этот ритуал совершается раз в год и представляет собой изготовление особого освященного ароматического масла (мира), применяемого для помазания после крещения. Варят миро из смеси 50 различных масел, трав и душистых смол три дня. В России этот процесс происходит только в одном месте — малом соборе Донского монастыря в Москве. Освящают готовое миро в Великий четверг, а после рассылают по епархиям и монастырям Русской православной церкви.
- Великий вторник. Богослужения повествуют о том, как Христос говорил с людьми в Иерусалимском храме, о его притчах ученикам: о талантах, воскресении мертвых и Страшном суде.
- Великая среда. По Библии, Иуда Искариот в этот день решил предать Христа за 30 серебренников. Также вспоминают грешницу, которая омыла ноги Иисуса и помазала их миром. В храме последний раз на Страстной неделе читается молитва с поклонами. Считается, что Господь искупил грехи людей, и после Великой среды поклоны во время литургии отменяются до Троицы. В этот день верующие стараются исповедоваться.
На какие даты выпадает Страстная неделя в 2019 году? В 2019 году Пасха отмечается 28 апреля, соответственно, Страстная седмица будет предшествовать этой дате. 21 апреля верующие встретят праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье, а с понедельника, 22 апреля, и до Великой субботы, 27 апреля, и продлится Страстная неделя.
- Великий четверг. Тайная вечеря. Вечером начинается одна из самых длинных служб в году, «Двенадцать Евангелий» (12 частей из четырех Евангелий), на которой вспоминают страдания Христа. Пришедшие в храм стоят на ней с зажженными свечами, которые по традиции стараются не гасить до возвращения домой. В этот день верующим нужно причаститься. Кроме того, в Великий четверг готовят дом к Пасхе — красят яйца, пекут куличи, прибираются и стирают одежду, потому он получил название также Чистый четверг.
- Великая пятница. День траура, потому что в пятницу Христос был осужден и распят. Служба посвящена воспоминанию о страданиях Спасителя на кресте. Из алтаря выносят плащаницу, изображение Христа, лежащего во гробе, а верующие преклоняются к ней.
- Великая суббота. На торжественном богослужении говорят о погребении Христа и его пребывании во гробе. При этом священники уже в этот день надевают светлые праздничные облачения. Освещают принесенные людьми в храм куличи, крашеные яйца и пасхи.
Самая главная служба начинается вечером в субботу. В Иерусалиме в храме Воскресения Христова сходит благодатный огонь. Верующие встречают Пасху.
Что можно и нельзя на Страстной неделе
Важно помнить, что пост, который на Страстной неделе является самым строгим, — не диета. Прежде всего речь идет о внутреннем покаянии в грехах, дурных поступках и мыслях. Ограничения в питании призваны только помочь верующим в преддверии Пасхи сосредоточиться не на физическом, а на духовном, и не служат самоцелью. Верующие стараются уделять внимание молитве, а не развлечениям и суете, больше помогать ближним.
При этом меру своего поста следует обязательно согласовать со священником, а иногда и с врачом. Так, есть категории людей, которым Церковь разрешает не поститься: это болеющие, сильно пожилые люди, дети до семи лет.
Самый строгий в году пост начинается в Великий понедельник. В этот день разрешается есть только хлеб, фрукты и овощи, а также мед и орехи. Во вторник и среду можно также есть сырую пищу без масла. В четверг — небольшое послабление, можно горячую пищу растительного происхождения с растительным же маслом. В Страстную пятницу верующие от пищи воздерживаются до времени выноса плащаницы на богослужении. В субботу можно горячую пищи без масла, пишет КП.
Страстная пятница
Утром в пятницу арестовавшие Иисуса иудейские первосвященники привели Его к прокуратору Понтию Пилату (главе римской администрации Иудеи). Первоначально Пилат пытался избавить Христа от казни: по его приказу солдаты подвергли Спасителя бичеванию, после чего прокуратор хотел отпустить Его, сказав, что наказание исполнено. Однако толпа под предводительством священников требовала смертной казни, и Пилат, опасаясь бунта в неспокойном Иерусалиме, уступил.
В знак того, что он снимает с себя ответственность, римский прокуратор умыл руки, после чего приказал солдатам привести в исполнение смертный приговор. Спаситель был распят на горе Голгофе рядом с Иерусалимом и скончался к вечеру пятницы. Столь быстрая смерть на кресте была редкостью: как правило, человек умирал в страшных мучениях на протяжении нескольких дней.
Евангелие свидетельствует, что в момент смерти Иисуса произошло землетрясение, а в Храме разорвалась завеса, отделявшая верующих от алтаря.
После смерти Иисуса Его тайные ученики из числа влиятельных иудеев упросили римские власти передать им тело. Они похоронили Спасителя в непосредственной близости от места казни. По требованию иудейских начальников возле гроба была выставлена стража, пишет православный журнал ФОМА.
В этот день мы вспоминаем самые трагические события в человеческой истории — издевательства, истязания и страшную казнь, которую претерпевает Спаситель. История Страстной Пятницы — это не просто история о том, как когда-то давно плохие люди убили праведника. Все ее богослужение напоминает нам о том, что эта история имеет определяющее значение для жизни, веры и надежды каждого из нас.
Страстная Пятница — день, когда Господь совершает то, зачем он пришел на землю. Как говорит Он Сам:
Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк 10:45).
Как напоминает нам пророчество Исаии, которое читается в этот день во время Царских Часов, но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис 53:5). То, что совершается на Голгофе, связано не только с грехами фарисеев, или саддукеев, или Иуды, или Пилата — это связано с нашими грехами.
При создании Бог почтил нас величайшим из Его даров — свободой. Он создал нас из любви и для любви, а любовь может быть только свободной. Мы призваны свободно сказать Богу «да», но эта же свобода дает нам возможность сказать Ему «нет». Вся трагическая история человечества, все зло мира — от распадающихся браков до мировых войн коренится в том, что мы говорим Богу «нет». Все мы, начиная с падения Прародителей, употребляем нашу свободу во зло. Мы грешим: изменяем Богу и своему человеческому предназначению, творим зло или не творим добра, которое должны были, следуем ложными и гибельными путями.
Всякий раз, когда мы делаем это, мы совершаем выбор — выбор, который определяет наше положение, глубоко влияет на других людей и на мироздание в целом. Бог не отменяет этого выбора, — потому что Его дар — дар свободы — реален и неотъемлем. Реальный выбор имеет реальные последствия, и когда мы совершаем грех, это порождает неизбежные и ужасающие последствия во времени и в вечности. Блаженный Августин сравнивает грешника с самоубийцей — как самоубийца убивает себя, но не может сам вернуть себя к жизни, так и грешник отторгает себя от Бога, но не может сам к Нему вернуться…
И Бог Сам приходит к нам в лице Господа нашего Иисуса Христа, чтобы взыскать и спасти погибшее (Мф 18:11).
Он делает то, что совершенно невозможно для нас самих, — совершает искупление наших грехов и возвращает нас от смерти к жизни. Христос выбирает Божью волю там, где мы выбирали свою, хранит верность там, где мы предавали, следует путем веры там, где мы следовали путем противления.
Двенадцать отрывков из Евангелий, которые читаются в этот день, повествуют о том, как Он смиренно, в полном послушании Отцу принимает страшную смерть. Однако речь идет не только о немыслимой физической боли. Он спускается в бездну страдания, смерти, отверженности и богооставленности, бездну, порожденную нашим грехом, чтобы спасти нас от вечной смерти.
Великая вечерня, во время которой совершается вынос плащаницы, должна запечатлеть в наших сердцах эту истину: «Христос умер за наши грехи», чтобы мы знали, насколько ужасен грех и какой ценой обретено наше спасение.
Что можно и нельзя делать на Страстной неделе?
Отвечает протоиерей Николай Емельянов.
Первое – это, конечно, молитва. Все службы в храме на Страстной неделе особенные. Каждый день первые три дня служится Литургия Преждеосвященых Даров. Перед этими Литургиями, на Часах по частям вычитывается все Евангелие от начала до конца.
Вечером с понедельника по среду поются замечательные слова «Чертог Твой вижду Спасе мой украшенный и одежды не имам да вниду вонь» и тропарь «Се Жених грядет в полунощи…» В Греции есть обычай приходить в Великую Среду утром на службу, чтобы обязательно послушать пение пронзительных стихир монахини Кассии.
Каждый из дней Страстной недели посвящен воспоминанию происходивших в эти дни событий. В Четверг вспоминается Тайная Вечеря и установление Таинства Евхаристии. К этому дню нужно заранее подготовиться, заранее поисповедоваться и обязательно причаститься. Вечером в Четверг все собираются в храме на чтение 12 Евангелий, посвященных Страстям Христовым. В Пятницу, в день Распятия, днем совершается вынос Плащаницы на середину храма, а вечером – погребение с крестным ходом. В субботу утром опять служат Литургию, на которой один раз в году поют гимн «Да молчит всяка плоть человеча и ничтоже в себе да помышляет». После этого совершается освящение куличей и пасхи.
Наконец, ночью в субботу все собираются в храм на пасхальный крестный ход, пасхальную службу и Литургию, на которой опять стараются причаститься.
А еще хорошо бы успеть покрасить яйца, приготовить куличи и пасху, вообще-то неплохо как-то убраться дома к празднику в начале недели…
У вас еще остались вопросы о том, что нельзя делать в Страстную неделю?
Обычно так вопрос не стоит. Вопрос в том, как успеть сделать хотя бы половину из вышеперечисленного. Ведь еще есть дети, работа, кому-то надо ухаживать за больными или пожилыми людьми, кто-то сам болеет и т.д. Поэтому обычно все дела, которые можно отложить, старались и стараются в эти дни откладывать на потом. Оставить только самое важное и необходимое, чтобы успеть хоть что-то из вышеперечисленного и встретить праздник Пасхи. А еще всегда стараются поститься строже, чем постились весь пост. Например, в Страстную Пятницу взрослые здоровые люди вообще не едят до вечерней службы.
И все равно все это – не самоцель. Все это делается для того, чтобы попытаться почувствовать и понять, что Христос где-то совсем рядом. Что Его Страдания и Воскресение – это что-то вполне современное и актуальное. Это не про древнюю историю, это про нас. Когда удается хоть чуть – чуть это почувствовать, то все вопросы про то, что можно делать, а что нельзя – отпадают.