Тайны абстракционизма и история про осла

0
200

Вот посмотрите, шестьдесят лет прошло, пара поколений сменилось, строй рухнул, а ничего не меняется: восприятие вот этого всего в массовом сознании — точно такое вот и остается.

«Так художники-абстракционисты, очевидно, творят», — предполагает ЖЖ-блогер shakko-kitsune.

Про осла это отдельная история, основанная на реальных событиях и насчитывающая уже более ста лет. Про этот розыгрыш надо отдельно рассказывать.

Глупые богачи на аукционах, не понимающие, что «король-то голый».

Это Венеция, где персонажи (или авторы?) классических картин с ужасом сбегают.

Все это фрагменты сатирического триптиха «Тайны абстракционизма», написанного в 1958 году классиком советской живописи Федором Решетниковым (автором «Опять двойка» и т.п.)

Это картина маслом в человеческий рост, что производит странный эффект, учитывая, что это карикатура.

Картина хранится обычно в запасниках Третьяковки, но была выставлена на «Оттепели» недавно. Может быть, кто-нибудь заснял крупно правую створку? Хочется поразглядывать детали, почему-то оттуда есть отдельно только один кусок.

29.06.2018

Боронали — художник-осёл. Картина «Заход Солнца над Адриатикой»

Иоахим-Рафаэль Боронали (Joachim-Raphaël Boronali) — это выдуманный персонаж, от имени которого на Салон независимых 1910 года была выставлена абстрактная картина «Заход Солнца над Адриатикой» (Et le soleil s'endormit sur l'Adriatique).

Картина оказалась крайне популярна и произвела фурор среди посетителей салона и журналистов.

Вскоре после Салона, от имени художника Боронали был опубликован нарочито провокационный манифест выдуманной школы эксцессивистов (Excessivism), призывающий рисовать бессмысленные абстрактные картинки.

Цитаты из этого манифеста:

«Чрезмерность во всем — это сила, единственная сила! Солнце никогда не может быть слишком жарким, небо слишком зеленым, отдаленное море слишком красным, сумерки слишком черными…»

«Не нужно ни линий, ни рисунка, ни ремесла, но да здравствует ослепительная фантазия и воображение!»

В конечном итоге мистификация была раскрыта самими её организаторами — они признались, что на самом деле картину нарисовал ослик по имени Лоло. Чтобы осёл «рисовал», мистификаторы давали ему морковку — хомяча её, он радостно размахивал хвостом с закреплённой на нём кистью, оставалось лишь держать холст в радиусе её размаха.

Лоло — осёл-живописец. Видна привязанная к хвосту осла кисть.

Мистификация была придумана писателем Роланом Доржелесом (Roland Dorgeles), в реализации ему помогали друзья. Этой акцией Ролан хотел щёлкнуть по носу отупевшую публику, лишённую художественного вкуса и бездарных художников, среди произведений которых наиболее привлекательно выглядит картина, нарисованная ослом.

Судьба Лоло сложилась крайне трагично… Спустя несколько лет после написания «Адриатики» ослом, скончался его хозяин Фредерик Жерар. Животное после этого было отдано на какую-то ферму в Нормандии, а пару лет спустя ослик был найден утонувшим в пруду… Многие считают, что он покончил с собой. Вероятно, что не выдержал свалившейся славы.

В честь этой мистификации, работающие в России художники примитивисты и абстракционисты (категория художников, против которых и была направлена акция Доржелеса) основали художественное объединение «Ослиный хвост», при этом они полностью исказили смысл мистификации, используя её для продвижения своих идей… Гнусные жулики и шарлатаны, что ещё сказать.

Валерий Рублёв

27.01.2018

отсюда