Ставим и достигаем цели правильно: психологические тренировки

0
202

Как говорил Дон Маркиз: «Мы живём в мире, где люди не знают, чего они хотят и готовы пройти через ад, чтобы получить это».

Как часто мы начинаем действовать, что-то решать, куда-то идти, не осознавая и не задумываясь о истинной цели. Чего именно мы хотим достичь в результате действий? Зачем нам это нужно? Почему мы этого хотим?

Мы сразу начинаем действовать, что-то делать — а в результате, когда достигли чего-то понимаем, что сделали что-то не то, полученный результат нас почему-то не радует, или вообще не понятно достигли ли мы того, чего хотели.

Истинный вопрос так и не решен. Как говорится — мы решаем следствие, а не проблему. Очень важно, перед тем как действовать и начинать что-либо делать, остановится и спросить себя / человека / группу:

1. Чего мы на самом деле хотим?

2. Для чего нам это нужно?

3. Почему это для нас важно?

4. Что большее мы хотим в результате получить?

Эти простые и в то же самое время сложные вопросы помогут конкретизировать цель и подумать над более глубоким смыслом и более высокой Целью. Так сказать, помогают создать план Целей и уяснить для чего большего мы собираемся делать что-либо. Очень важно на этом этапе помнить, что Цели необходимо ставить в позитивном свете. Человеку всегда легче мотивировать себя выполнять действия, которые приведут к приятным, позитивным результатам (так называемая «мотивация к»).

После того как человек поставил перед собой позитивную цель, происходит этап осмысления возможностей реализации этой цели. Может ли человек на все 100% сказать, что выполнение цели всецело зависит от него? Если такого сказать нельзя, то существует высокая вероятность, что цель так и не будет никогда достигнута.

К примеру, цель — «Хочу улучшить отношения с семьёй». Как минимум 50% выполнения данной цели зависит от семьи и 50% от человек. Следовательно, довольно сложно достигнуть данной цели на все 100% усилиями одного только человека. Что же делать в этом случае? Ответ прост — необходимо перефразировать цель, что бы она находилась в зоне контроля. К примеру: «Хочу быть более терпимым в отношениях с близкими», «Хочу устроить совместный ужин с родными» тому подобное. Таким нехитрым методом человек берёт на себя всю ответственность по достижению цели.

Таким образом, после всего вышеперечисленного человек перед собой уже имеет цепочку связанных между собой целей, цели позитивно сформулированы и их реализация всецело зависит от него. Одно понимание того, что выполнение желаемого на 100% зависит от тебя уже вдохновляюще, не так ли?

А теперь стоит оценить саму цель. Понять ориентирована ли она на результат, или же это действие ради действия? Для этого используется модель SMARRT. SMARRT — это аббревиатура названий критериев оценки Целей:

Specific — конкретная;

Measurable — измеримая;

Achievable — достижимая;

Realistic — реалистичная;

Relevant — актуальная;

Timed — во времени.

Цели должны быть конкретны. Должно быть совершенно понятно, чего именно человек хочет достичь. К примеру: цель «Я хочу машину», очень неконкретна. Существует различное количество марок, моделей, вариантов исполнения, стоимости машин. Следовательно, в таком случае необходимо более конкретно сказать, какая именно машина нужна.

Измеримость предполагает какую-либо качественную или количественную оценку цели. Когда мы говорим о измеримости, нам необходимо понять — с помощью чего мы сможем в любой момент времени оценить и измерять на сколько близка цель, каков прогресс, сколько осталось для выполнения цели. Для того что бы проверить измеримости цели можно попробовать использовать шкалу (ниже будет предложен вариант использования шкалы).

Актуальность цели также лучше оценить по шкале от 1 до 10 (1 — не важна, 10 — очень важна). Если человеку цель не сильно важна, маловероятно, что он будет работать над её выполнением.

Достижимость и реальность во многом зависит от того находится ли цель в зоне контроля или нет. Так же на этапе «достижимости» необходимо подумать какие ресурсы есть, и каких ресурсов недостаточно для достижения цели. Достижимость во многом зависит от временных рамок, которые перед собой ставит человек.

На практике предлагается использовать простой и удобный метод — расширенную вариацию шкалы:

1. Нарисовать шкалу от 1-го до 10. Человек используя оглашенные им временные рамки должен описать, как же будет выглядеть его цель 10 из 10? Проговорить параметры, по которым он поймёт, что это 10 из 10, достижима ли эта цель в данный период времени, на сколько она важна ему.

2. Задать вопрос — на каком этапе по отношению к 10 из 10 находится человек сейчас. Более конкретно описать, что на этапе Х по отношения к цели у него уже есть сейчас и записать эти критерии измерения выполнения цели.

3. Записать, что для человека будет следующий этап Х+1. Как он узнает, что цель выполнена на этом этапе? Какой период времени необходим для выполнения данного этапа?

4. Записать критерии выполнения этапа Х+2 и временные рамки для его выполнения. И так далее до 10 из 10.

Это упражнение поможет человеку подразбить цель на более мелкие под цели, а также убедится в реалистичности и достижимости цели в заданных временных рамках.

После выполнения этих действий человек будет обладать позитивной, влекущей целью, пониманием глобального значения выполнения этой цели, планом реализации цели, измеримом по времени. И самое важное, пониманием, что реализация цели всецело зависит от него.

Далее следует проверить, как выполнение плана по достижению цели может повлиять на другие области жизнедеятельности человека? Как этот план соотносится с другими планами и задачами человека? Как он связан с другими людьми?

Очень важно остановится на этом этапе и подробно обговорить. Возможно в результате дискуссии необходимо будет вернутся к шкале и скорректировать план таким образом, чтобы он максимально удовлетворял человека, не зависел от других людей и позитивно или нейтрально сказывался на важных для человека областях жизни. Так же важно проговорить риски, с которыми человек может столкнутся на этапах выполнения плана. Подумать, как минимизировать эти риски и какие действия предпринять.

Следует также учесть, как достигнутая цель повлияет на жизнь человека? Что изменится? Будет ли счастлив человек в результате этих изменений? Будут ли дорогие для человека люди счастливы?

Очень важно понимать, что этот расширенный метод шкалирования, лишь помогает более точно поставить цель, и подразбить её на этапы. Следовательно, этот метод будет очень полезен людям, для которых проблемным участком является постановка глобальной цели и определение плана реализации цели.

Путём установки Цели и разбития её на под цели человек получает более конкретное виденье желаемого результата. Он может предположить, как эта цель согласуется и взаимодействует с другими целями, почему реализация этой цели важна и как результат скажется на человеке и на его окружении. В этот момент очень важно понимать, что окружение — это не только люди вокруг — это все сферы жизнедеятельности человека. Осознание взаимодействия и влияния цели достигается несколькими способами. Лучше всего человеку спросить себя: «Какие области жизни для меня важны?». Отвечая на этот вопрос человек делит свою жизнь на значимые для него области, чаще всего до 8-ми областей. К примеру: работа, семья, отдых и так далее. Важно понимать, что области для каждого человека свои и не представляется возможным сравнение областей для 2-х различных людей. Это происходить в силу того, что под единым именем каждый человек стремится объединить различные, важные вещи. Следовательно, и происходят ситуации, когда под одним и тем же именем области жизни два человека понимают совершенно различные вещи, и эти области имеют совершенно различные значения.

Определив обрасти жизни, человек задумывается о том, как цель может сказаться на этих областях. Таким образом, реализуется возможность определения того, что может повлиять на цель и, возможно, заранее продумать превентивные действия для ограничения негативного влияния. Или по результатам этого исследования, человек может полностью отказаться от реализации данной формулировки цели, и переформулировать её в новую.

Точное определение желаемого результата и детальное описание этапов реализации увеличивают мотивацию и желание действовать. Также в ходе дискуссии, возможно, обнаружится, что некоторых ресурсов на дальних этапах человеку может не хватить. Это могут быть какие-либо специфичные знания, знакомства, информация. Таким образом, обнаружив такую нехватку заранее, легче продумать, откуда эти ресурсы можно получить или же придумать чем их можно заменить. Так сказать, продумать запасной вариант достижения цели.

Очень важно после всего вышеперечисленного сесть и выбрать 4 важных вещи, которые человек начнёт делать уже в ближайшее время. Так сказать, определить с чего начать путь.

Возможно, по истечению времени необходимо будет ещё раз просмотреть цель и план достижения цели, и возможно его переработать. Во время выполнения и следования плану человек изучает что-то новое, в его жизни происходят изменения, которые он не учёл, возможно, изменились жизненные приоритеты. В этом случае стоит сесть и ещё раз подумать о Цели, и ещё раз проверить по всем критериям. Как говорил Бенджамин Мейс — «Трагедия жизни заключается не в том, что цель не достигнута. Трагедия жизни заключается в отсутствии цели для достижения.», потому как правильно поставленная цель — это уже 60% её реализации.

Так давайте же ставить перед собой Цели и с радостью проходить путь по их достижению.

Текст: Сушко Катерина