Самые сильные фильмы 21 века: от любви до ненависти и геройства

0
222

Топ самых сильных фильмов XXI века

Всевозможные рейтинги, будь то версии IMDb, КиноПоиска или другого ресурса, не отображают истинное значение фильма. Поэтому существуют альтернативные списки, где шедевры определяются профессионалами.

Список составлен на основе опросов среди 2169 профессиональных кинокритиков и авторитетных представителей киноиндустрии, опубликованных в ведущих мировых изданиях (Cahiers du cinéma, Village Voice, Total Film, Sight & Sound, Film Comment, indieWIRE, TIME и др.).

На рейтинг фильмов влияет мнение кинокритиков

Некоторые из них могут быть оценены по достоинству лишь с течением времени. Другие же приобретают статус «культовых» сразу после выхода. О самых сильных картинах, снятых после 2000 года, расскажем далее.

1. «Любовное настроение»

Режиссер Вонг Карвай, 2000 год

В этом фильме произошло слияние всех лун: столько гениальных людей на одной площадке едва ли могли оплошать на стыке тысячелетий. Единения не случилось только у главных героев по сюжету. Их наказала судьба за нерешительность. Интеллигентный персонаж встретил замужнюю женщину, чья восхитительная сдержанность бьет сильнее тока. Однако, будучи сам женат, он не знает, что им делать. Даже понимание того, что их вторые половинки изменяют им друг с другом, не спасает положение. Слишком мощное напряжение не позволяет прикоснуться.

Кадр из фильма «Любовное настроение»

А женщина ждет. Одно за другим меняет свои платья, но в карточный маджонг сыграть сама не рискует. Его же действия далеки от идеала мужественности: тлея от притяжения, он ее не поцелует. Но сколько же в этой некоммуникабельности страсти! В этом вечном возвращении. Композитор нагнетает ситуацию до максимума — оператор, как айсберг, дрейфует.

К чести фильма можно сказать, что съемки легко не проходили. Идея концовки не сразу в голове режиссера сложилась. В сети можно найти кадры, где герои танцуют, однако их танго осталось великой тайной в отверстии храма.

2. «Малхолланд Драйв»

Режиссер Дэвид Линч, 2001 год

В интересах хронологии, этот фильм оказался на втором месте. Мощнейшая режиссура принесла Дэвиду Линчу золотую пальмовую ветку. Картина должна была стать сериалом, однако судьба распорядилась иначе. Ее тонкое лезвие раскроило сюжет на две радикальные части. Если первая предстает перед зрителем насмешкой сновидца, то вторая — оглушительной реальностью.

Кадр из фильма «Малхолланд Драйв»

Весь же фильм можно трактовать как сон во сне, настолько он чудовищно прекрасен. Да, монстр там тоже есть — прямиком из романа Мураками. Несмотря на ужас на экране, это фильм о любви. Только, подобно шедевру Карвая, ее возможность ограничена. Сладость единения доступна лишь во сне. Понимая это, главная героиня решается на вечность, иначе жить ей просто невозможно.

Голливуд обламывает практически всех, лишь единицы выживают в жестоком бизнесе. Где мечты поставлены на поток, а лучший кофе на поверку оказывается горьким. Лишь однажды мрачная музыка композитора Бадаламенти прерывается правдой. Лучшая сцена мирового кинематографа — происходит в театре.

3. «Герой»

Режиссер Чжан Имоу, 2002 год

Когда-то этот режиссер снимал хорошее кино, не обращая внимание на власти. Его художественная ценность во стократ больше всего созданного после. Нет, здесь не идет речь об оппозиционности к правящей партии, это лишь завязка для сюжета.

Постер к фильму «Герой»

В одной из ролей можно заметить Мэгги Чун, что била током в «Любовном настроении». Здесь же она орудует смертельным мечом. Ее избранник должен погибнуть, поскольку цель в данном случае оправдывает средства. Но без любви она больше жить не сможет, возьмет карты судьбы в свои руки.

Довести начатое до конца должен лучший из воинов, он может одним прыжком добраться до императора. Ведь чтобы стать героем, кому-то из двоих придется умереть, причем неважно — будет это он или хранитель всего царства. Понимание принципа «все — под небесами» кого-то остановит, второго же обяжет. Ловушка власти исключает возможность симпатии. Лишь посредством искусства кино можно отплатить достойной монетой. Как говорится, кесарю — кесарево, и никак иначе.

4. «Олдбой»

Режиссер Пак Чхан-ук, 2003 год

Лишь вмешательство скандальной политики не позволило фильму забрать золотую пальмовую ветку. Сам Квентин Тарантино плакал в составе жюри, сполна оправдывая свое участие. Южнокорейские создатели настолько перевернули ход событий, что возбудили в зрителях желание убийства, и, конечно, оставили концовку открытой.

Кадр из фильма «Олдбой»

Сюжет сценария поражает своей жестокостью. Он изобилует насилием изящного психологического толка. Перед вами наглядное пособие, как взрастить психопата-убийцу. Достаточно лишь ограничить без объяснения вины его пьянящую свободу, а затем кормить и наблюдать за превращением. Нет, романа Кафки здесь искать не стоит, а вот размах трагедий Шекспира увидеть можно.

На экране будет есть не только чувства героев, но и самых настоящих живых осьминогов. К чести автора, его упомянули в благодарственной речи. Милейший абсурд, не находите? Впрочем, смеяться можно вместе, но если плакать, то в абсолютном одиночестве. Об этом неустанно говорит все содержание фильма, пока под музыку Вивальди сменяются времена года…

5. «Догвилль»

Режиссер Ларс фон Триер, 2003 год

В этом списке мог оказаться другой фильм режиссера, который двумя годами ранее утер нос шедеврам Карвая и Линча. Однако, если выбирать между «Танцующей в темноте» и «Догвиллем», то результат в пользу мести очевиден, уж больно радикальным он вышел.

Кадр из фильма «Догвиль»

В помощь следователям тела обводят мелом, здесь же декорации для зрителя нарисовали белым. Не фильм, но театр, однако с возможностью приближения. Темная ночь скрывает все порочное, пока луч света не появится. Невинная жертва может оказаться тем самым плодом искушения, который приведет к погибели. Американский городок будет гнить на ветке благополучия, пока садовод с оружием ее не срубит. Ему не нужен даже повод, слишком наглядно состояние дочери.

Она сполна испытала все унижения, которым подвергаются мягкотелые. В этом тесном мирке нет места состраданию или приличиям, лишь животное удовлетворение порочной страсти. Лицемерие американского счастья, построенного на рабских отношениях с другими странами.

6. «Вечное сияние чистого разума»

Режиссер Мишель Гондри, 2004 год

Если требуется наглядный пример актерского перевоплощения, то лучше Джима Керри трудно кого-либо себе представить. Отъявленный комедиант, проповедник откровенного шаржа — ему требовалось совершить невозможное, что заставить зрителя поверить в серьезность происходящего. Однако все получилось.

Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума»

С таким сценарием иначе и не могло быть. Слишком закручена была фабула, чтобы ей не восхищаться, а заодно и малахольным героем Джима. Потеря памяти преследует всех персонажей, но его состояние лучше других описывает ужасное настоящее. Он искренне тоскует, он безнадежен. Пока свое расстройство психики случайно не встречает. Ее волосы настолько дико раскрашены, что не заметить было трудно. Она ждала его.

Поэтическое название выглядит как насмешка над потугами маленьких человечков. Их приключения смешны издалека, вблизи же трагичны. Нет ничего более знакомого, чем боль от расставания. Все ее отвратительные симптомы можно найти на пластичном лице персонажа Керри, ему определенно «повезло» с выбором пассии.

7. «Старикам здесь не место»

Режиссеры братья Коэн, 2007 год

Насколько убедительным должно быть орудие убийства, чтобы явственно ощутить неумолимость наказания? Метафора пневматического пистолета для забоя скота является привлекательной в силу того, что ее танатос обусловлен тягой человека к справедливости. Грязные деньги априори должны притягивать неприятности.

Кадр из фильма «Старикам здесь не место»

Если твои моральные принципы дали трещину, то сомневаться не приходится — в уязвимое место вскоре ударят. Как вода ищет впадину, так и зло — чашу для наполнения. Герой позарился на деньги наркомафии. Осознавая опасность, он решил их оставить себе, и тем самым вызвал к жизни дьявола расплаты. Он выглядит чрезмерно брутально, а его прическа отбивает любое желание знакомиться. За ним следует дурная цепочка случайных смертей.

При этом дьявол уважает принципы. Если ему твердо отказано, он не станет опускаться до ребяческой мести. Его цель слабохарактерные люди, падкие на искушения. Их ошибками он наслаждается, используя каждую возможность позабавиться.

8. «Нефть»

Режиссер Пол-Томас Андерсон, 2007 год

Противостояние добра и зла более не актуально, почему бы не схлестнуть два зла — религию и жажду наживы. Борьба священника и капиталиста станет определяющей в этом эстетическом фильме. Черное золото манит их обоих, толкая на безрассудные вещи.

Кадр из фильма «Нефть»

Режиссер мастерски провел кастинг, определив на главные роли харизматичных персонажей. Если про Дэниэла Дэй-Льюиса говорить особо не приходится, то появление Пола Дано в роли проповедника можно считать настоящей удачей. Он стал тем самым контрастом для лапидарного капиталиста, порой воплощая те же состояния извращенным образом. Благодаря такому противопоставлению происходит обратное — персонажи коммутируют, дьявол наживы становится двуликим.

Их взаимное стремление к низинам ада удерживается лишь фигурой ребенка. Но порочный отец готов сломать сыну крылья, чтобы искупать его в черном масле. В силу своей испорченности, он искренне полагает, что это во благо.

9. «Древо жизни»

Режиссер Терренс Малик, 2010 год

Нелюбовь многих к этой картине обусловлена целым рядом факторов. Во-первых, это якобы незаслуженная победа на Каннском кинофестивале. Во-вторых, чрезмерное обращение к Богу, обилие воззваний героев. Но все эти недостатки перекрывает один жирный плюс — камера оператора.

Кадр из фильма «Древо жизни»

Режиссеру повезло доверить съемку лучшему оператору современности. Три подряд Оскара о многом говорят. Эммануэль Любецки создал ту самую поэтику, которой лишены тривиальные монологи героев. Камера свободно парит, снимая под любым углом с волшебным светом. Ее широкоугольный объектив дает понять, насколько мир огромен. Песчинка одной человеческой жизни не должна стоить так много, однако боль утраты ощутимее любых доводов.

Начало картины подарит зрителю краткий экскурс в нашу звездную историю. Под звуки восхитительного реквиема, можно будет увидеть зарождение всего человечества. Грешное существование происходит родом из космоса, и только затем появляется на Земле.

10. «Любовь»

Режиссер Михаэль Ханеке, 2012 год

Предпоследний фильм одиозного австрийца повествует об угасании любви, душевной смерти, ее особо острой форме — забывании — той самой болезни, которой страдала молодая героиня Эмманюэль Рива в черно-белой картине «Хиросима, я люблю тебя». Ханеке, несомненно, ее пересматривал.

Кадр из фильма «Любовь»

Сюжет не является каким-то открытием, чем-то из ряда вон выходящим, но при этом фильм получил все главные награды крупных кинофестивалей. Его соль в другом — в непосредственной манере передачи. Великие актеры не побоялись рискнуть разыграть самое страшное — собственную смерть, что поджидает их уже в скором будущем. К слову, волшебная Рива в прошлом году уже покинула нас, фильму она успела подарить свои искренние эмоции.

Как реагировать мужу, который лишается смысла существования. Его оболочка без ее души треснула, пустила воду, ту самую, что как капля точит. Грязной водой оказалась собственная дочь. Она откровенно своих родителей выжила, в ее мире просто нет такого понятия, она видит лишь жилплощадь.

Текст: Александр Неверов

22.05.2017

отсюда