Организатор фестиваля «Времена и эпохи» рассказал о новой выставке «Первое русское кругосветное плавание»
7 июня в Москве дан старт историческому фестивалю «Времена и эпохи». Корреспондент «Экспресс-Новостей» пообщался с PR-менеджером фестиваля Щупляковым Александром, который уже третий год занимается организацией фестиваля. В этом году он представляет выставку «Первое русское кругосветное плавание» в Государственном историческом музее. Музейная выставка расскажет о первом русском кругосветном плавании 1803—1806 годов, о народах и культурах, с которыми столкнулись русские моряки во главе с И.Ф. Крузенштерном.
— Что изменилось в фестивале в этом году?
— У нас во «Временах и эпохах» очень много разных площадок, но, так или иначе, они все вращаются вокруг очень похожих образов. Это, как правило, раннее Средневековье, которое нравится одной аудитории, и развитое Средневековье, которое нравится другой. А также Новое время, наполеоновские войны и т.д. Концепции их меняются, но суть остаётся одна и та же. В этом году, например, на бульварах у нас добавилась Османская империя (такой площадки раньше не было).
— Почему в этом году решили посвятить выставку кругосветному плаванию?
— Задача этой выставки – показать, что даже в известные нам периоды российской империи был контакт с культурами, о которых мы знаем, на самом деле, очень мало. Данная выставка посвящена первому русскому кругосветному плаванию под командованием капитана Крузенштерна: здесь сделана декорация, имитирующая убранство традиционных жилищ и культур, с которыми столкнулся Крузенштерн. Это японское, полинезийское традиционное жилище и жилище Русской Америки, местных жителей (аборигенов, индейцев).
— Как кругосветное путешествие повлияло на жизнь его участников?
— Крузенштерн подробно об этих контактах рассказывал, много удивлялся, потому что раньше он (да и в принципе практически никто из россиян) с такими культурами не сталкивался. Его путешествие было наполнено множеством интересных событий, историй, и многие люди, которые ходили в плавание вместе с ним, стали легендарными.
— Например, кто?
— Посол Рязанов, которого направили наладить дипломатические контакты с Японией, стал фактически главным героем поэмы Вознесенского «Авось». Еще рок-мюзикл написали на эту тему. А Граф Толстой, который приходился дядей Льву Толстому, тоже стал легендарной личностью в Санкт-Петербурге благодаря своим выходкам во время первого кругосветного плавания. И благодаря тому, что он стал первым (от шеи до пяток) зататуированным русским дворянином, который очень увлекся полинезийской культурой. Его высадили в Полинезии за его выходки, так как через какое-то время он всех очень утомил на корабле, потому что откровенно разгильдяйничал. Он смог вернуться в Петербург только через 5 лет, но стал там знаменитостью.
— В чем главная цель выставки?
— Эта выставка – это попытка обратить внимание на такие уголки нашей истории, которые часто забываются, потому что над ними довлеют какие-то знаменательные исторические события. Для всего начало 19-ого века – это наполеоновские войны, но все часто забывают о том, что в это же самое время адмирал Крузенштерн осваивал моря и океаны, стал практически первым гидрографом и первым человеком, который под российским флагом весь земной шар обогнул.
В рамках выставки есть еще одно связующее звено – спецпроект «История под кожей». У всех культур, представленных на этой выставке, их частью культурной идентичности является традиционная татуировка (японские, полинезийские и тлинкитские).
— А откуда вы взяли всю атрибутику для выставки?
— Большую часть реквизита реконструкторы либо сделали самостоятельно (полностью по технологиям и из материалов того времени), либо его за бешеные деньги продали нашим коллекционерам, а коллекционеры любезно предоставили их для выставки.
— Какая из представленных вещей на выставке самая старая и какая самая новая? И сколько им лет?
— Самая старая вещь весит на стене – это боевая маркезианская булава начала 19-ого века, вырезанная из железного дерева Марказских островов. Предоставлена нам частным коллекционером для этой выставки. Самая новая – каким-то из костюмов меньше года.
— А сложно ли отличить реконструкцию от оригинала?
— Реконструированные вещи часто практически не отличить от оригиналов. На нашей выставке есть фигуры, вырезанные из дерева: глядя на них, можно было бы подумать, что они такие же старые, как и булава. А тем не менее, это новоделы, которые местные жители сегодня режут и продают туристам. Они не считают себя реконструкторами, а просто работают резчиками по дереву. Однако специалист заметит, что там использовалась бормашина.
Загрузка…