Описание картины «Дети-сироты на кладбище», Перов, 1864

0
203

Фрагмент картины «Дети-сироты на кладбище», Русский музей. Художник Василий Григорьевич Перов, 1864.

Описание картины: Дети-сироты на кладбище — Василий Григорьевич Перов. 1864. Холст, масло. 48×34

Пронзительная, по-настоящему трагичная работа. В дальнейшем Перов разовьет ее в своем творчестве, создав несколько работ составляющих сокровище русской живописи.

Перед зрителем двое детей у могилы, занесенной снегом. Потеряв самых близких людей, все в их облике говорит о трагедии, отчаянии и безысходности. Судя по всему, автор изобразил воспитанников приюта, лишенных родительской ласки, любви и теплоты. Работа была написана во время европейской творческой поездки, предположительно во Франции.

Скупая и бедная цветовая гамма работы способствует более полному раскрытию темы и идеи картины. Восхитительно удались глаза скорбящих детей. Они пусты, глубоки и печально-спокойны. Каждая деталь — голые ноги, бледные лица, чистая, но убогая одежда — просто кричат о детском горе.

Выразителен и окружающий пейзаж. Тяжело снежное небо, серо-голубой снег, покосившиеся кладбищенские кресты — все написано тяжело и скорбно. В работе можно увидеть детали, наполненные символическим смыслом. Цветущая ветка дерева на могильном камне выглядит странно зимой. Это можно трактовать как символ продолжающейся жизни, побеждающей смерть. Возможно, это единственное украшение могилы, которое оказалось доступным маленьким горемыкам. Герои работы образуют своеобразную скульптурную группу на могиле. Мастерство художника, его цепкий взгляд и эмоциональные переживания, заставляют сердце зрителя сжиматься от сочувствия и жалости.

Другие картины Василия Григорьевича Перова

«Проводы покойника», 1865.

«Трапеза», 1865—1876.

«Последний кабак у заставы», 1868.

«Утопленница», 1867.

«Сцена у железной дороги», 1868.

«Ботаник», 1874.

«Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», 1862.

«Спящие дети», 1870.

«Голубятник», 1874.

«Охотники на привале», 1871.

«Сельский крестный ход на Пасхе», 1861.

«Отпетый», 1874.

«Птицелов», 1870.

«Рыбная ловля», 1878.

«Сцена на могиле», 1859.

«Странник», 1870.

«Тройка», 1866.

«Савояр», 1864.

«Плач Ярославны», 1881.