Могут ли технологии заменить учителей?

0
172

Тревога по поводу потери работы из-за развития технологий является одновременно рациональным и растущим страхом. Энди Холдейн, главный экономист Банка Англии, недавно подсчитал, что 15 млн рабочих мест в Великобритании было поставлено под угрозу автоматизации. Технология достигает такого уровня сложности, что она способна заменить не только ручной труд, но и также когнитивный. Наиболее перспективные сферы для ближайшей автоматизации — вождение и административная работа. В районах, наиболее уязвимые включают вождение и административную работу. Но согласно отчету Оксфордского университета, который оценивал более чем 700 направлений работы, обучение на всех уровнях по всему спектру образования является безопасным выбором профессии.

Тем не менее, очевидно, что безопасность преподавания как профессии ограничена бумом онлайн-курсов. не выходя из дома можно смотреть лекции из престижных университетов по всему миру или поступить на МООС — массовый открытый онлайн курс.

Многие из этих курсов являются бесплатными, но за те, которые дают возможность аккредитации, как правило, взимают плату. Привлекательность для образовательных учреждений проста: вы можете заплатить учителю один раз, чтобы прочитать лекцию для неограниченного количества студентов без необходимости платить за все накладные расходы, необходимое для запуска курса. Студентам предлагают гибкость и возможность учиться в том месте и в то время, которые им подходят. Тем не менее, процент отсева на этих курсах чрезвычайно высок, и они не представляют реальной угрозы для образования. Кажется, студенты все еще предпочитают оффлайн обучение.

Так почему бы не заменить учителей в классе использованием технологий? Для того, чтобы это понять,мы должны задать два вопроса: что учителя делают весь день и где же технологии не дотягивают?

Быстрый обзор друзей учителей отвечает на первый вопрос. Преподаватели заботятся об учениках, организуют рождественские игры, распознают и оказывают помощь уязвимым ученикам, являются наставниками для новых учителей, собирают данные о посещаемости учеников и их поведении, проверяют домашние задания, заказывают необходимые для обучения предметы, как учебники и классное оборудование, заполняют информационные бюллетени, проводят школьные экскурсии, оценивают успеваемость, встречаются с родителями, делать бесконечное количество ксерокопий. Этот список является неполным и уже звучит, как слишком большой пласт работы для искусственного интеллекта.

Вполне вероятно, что некоторые из административных задач учителя не будут осуществлять в ближайшем будущем, так же, как и в других секторах. А что с реальным обучением? Процесс обучения — это не просто изложение материала аудитории. При этом необходимо еще и собирать обратную связь. Это именно та сфера, где современные технологии очень-очень слабы. Эмпатия является ключевой областью сложности для технологии и автоматизации. Детям на задних партах скучно, потому что вы говорите о слишком сложном предмете или они уже знают об этом, или вы не представляете информацию должным образом? Люди способны понять множество контекстных подсказок, чтобы определить состояние других людей и реагировать на их эмоции. Технология не может распознавать эмоциональные состояния, не говоря уже об адаптации своего поведения.

Еще одной областью сложности для технологии, которая является ключом к обучению, является быстрое мышление. В любой момент что угодно может пойти не так: спикер отменяет выступление, школьный автобус задерживается, доска замерзает, ксерокс ломается. Люди способны подстраивать свои планы под новые условия. Машины не в состоянии сделать это. Гибкое мышление является одним из ключевых навыков учителей.

Есть и основания для оптимизма по поводу роли технологий в образовании. Учителя часто жалуются на административную рабочую нагрузку, которая мешает им выполнять свою основную работу — преподавать. Технологии могут помочь собирать данные, освобождая время учителей и позволяя им сосредоточиться на более важных аспектах их работы. И на международном уровне, технологическое развитие имеет потенциал, чтобы вовлечь в процесс обучения тех, кто не имеет доступа к классной комнате. В 2015 году Британский Совет использовал Skype для обучения в Ливии. Еще в 1999 году Сугата Митра организовал школы, разместив компьютеры в трущобах в Дели.

Лучшие учителя будут использовать технологии в классе в качестве расширенного инструментария, который будет помогать им в делопроизводстве. Аудитории для обучения будут продолжать изменять свою форму, но можно с уверенностью предположить, что человек будет там преподаватель еще в течение длительного времени.