Кто стал прообразами для «странной картины» гениального Тициана? Удивительные аллегории живописи

0
203

Тициан Вечеллио. Автопортрет. / «Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие».

Еще при жизни Тициан Вечеллио да Кадоре был удостоен современниками звания «Короля живописцев и живописца королей». Его считали лучшим портретистом своего времени, а быть запечатленным на его холсте — означало обрести вечное бессмертие. Кого же увековечил великий Тициан на аллегорическом полотне позднего периода, — далее в обзоре.

Автопортрет. Автор: Тициано Вечелио.

Тициан прожил долгую и плодотворную творческую жизнь, которая охватила период почти в три четверти бурного 16 века. Ему выпало пережить и годы наивысшего расцвета, и годы глубочайшего кризиса всей культуры Возрождения Италии. Будучи широко востребованным, он выполнял заказы королей и Римских Пап, кардиналов, герцогов, князей и был признан лучшим живописцем Венеции, когда ему не было и 30 лет. Художественное наследие этого гениального мастера великой эпохи по своим масштабам превзошло творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, вместе взятых.

«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие».(1565—1570). 75,6 х 68,7 см. Автор: Тициано Вечелио.(Лондон, Национальная галерея).

В глубокой старости, доживая свои дни в одиночестве и переосмысливая пережитое, Тициану, по-видимому, вспомнилась его давняя картина-аллегория «Три возраста» (1512) и в ответ своим размышлениям художник написал необычное полотно «Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие», в верхней части которого он начертал на латыни: «Ex praeterito praesens predenter agit, ni futurum actione deturpet», что в переводе гласит: «Опираясь на прошлое, настоящее поступает благоразумно, чтобы не навредить будущему». Это послание, являющееся ключом к расшифровке аллегории этого полотна, и саму картину следует трактовать как завещание Тициана, обращенное к потомкам.

«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие». Фрагмент. Автор: Тициано Вечелио.

В отличие от «Трех возрастов», новая аллегория «Благоразумие» читается против часовой стрелки: слева — старец в красном колпаке, в центре — чернобородый зрелый мужчина, справа — юноша в профиль. Под этой триадой лиц изображено «трехглавое животное с головами волка, пожирающего прошлое; льва, олицетворяющего силу настоящего; собаки, пробуждающей лаем будущее».

До некоторого времени считалось, что на полотне были изображены: слева — Папа Юлий II или Павел III, в центре — герцог Альфонсо д'Эсте, справа — Карл V. Но исследователи творчества художника доказали, что работая над этой аллегорией, Тициан меньше всего думал об умерших когда-то правителях. И что не о смерти он размышлял, а о жизни, изображая себя и двух столь дорогих ему людей — любимого сына Орацио и юного племянника Марко Вечеллио.

«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие.»(1565—1570). Автор: Тициано Вечелио.

Тициан нашел неординарный способ выразить триединство Благоразумия на своем полотне. Образ мужчины зрелых лет мастер по праву сопоставил образу властного льва — правителя этого мира; доверчивого юношу — образу молодой собаки, несущей свою службу; мудрого старца, хорошо знающего жизнь, при том немощного и одинокого — образу волка.

Автопортрет. (около 1567 года). Автор: Тициано Вечелио. Прадо.

Как видим, ястребиный профиль Тициана, олицетворяющий прошлое, это то же лицо, что и на знаменитом автопортрете в Прадо, датируемый тем же периодом, что и «Аллегория». Тициану в то время было уже под 80. Понимая, что прошлое, как и будущее менее «реальны», нежели настоящее, художник все же изобразил его сияющим от избытка света.

В центре полотна — преданный сын Орацио Вечеллио, который, будучи прямой противоположностью своему порочному брату Помпонио, был верным помощником отца на протяжении всей его жизни. Тогда ему исполнилось 45 лет.

Третье же молодое лицо в профиль, олицетворяющее будущее, принадлежит племяннику художника — Марко Вечеллио, которого тот взял в дом и окружил заботой. К тому времени, когда Тициан писал «Аллегорию», ему было чуть более 20 лет. И, следовательно, он как бы выступает заключающим звеном трех поколений семьи Вечеллио.

«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие. Фрагмент. Автор: Тициано Вичелио.

В христианской иконографии трехглавый волк-лев-собака служит символом Благоразумия и трех его составных частей: memoria («память»), intelligentia («знание»), prudentia («опыт»). Язык символов использовали в своей работе многие художники, чтобы как можно точнее обозначить те или иные понятия, усилить выразительность образа. Этот прием использовал и Тициан не только в этой картине.

Картина-аллегория раннего тициановского периода «Три возраста»

«Три возраста».(1512). Автор: Тициано Вечелио. Национальная галерея Шотландии (Эдинбург).

Вышеупомянутое полотно «Три возраста», написанное мастером почти за полвека до «Аллегории», заключает в своем содержании пасторальные элементы, раскрывающие идею трех возрастов в жизни человека — младенчество, молодость и старость. Исходя из этого видим, что все образы вместе взятые заключают в себе иносказательное значение и «читать» их следует справа налево. А еще «Три возраста» – это история отношений двоих: мужчины и женщины. И совсем неслучайность здесь: два младенца, двое взрослых, два черепа.

«Три возраста». Фрагмент. Автор: Тициано Вечелио.

Разные этапы жизни художник передал в виде беззаботно спящих детей и маленького ангелочка, охраняющего их сладкий сон. Они символизируют начало жизненного пути, когда человек еще не знает, какие радости и печали ожидают его в будущей жизни. Но пока младенцы обнимают друг друга, между ними идиллия и еще нет половых различий.

«Три возраста». Фрагмент. Автор: Тициано Вечелио.

Уравновешивает левую часть полотна наполненная чувственным наслаждением влюбленная молодая пара в расцвете сил, расположившаяся под густой кроной деревьев. Они олицетворяют средину жизни, когда человек молод и полон сил, желаний, здоровья и энергии. Девушка как будто забирает у мужчины его флейту, его музыку, а вместе с флейтой символически забирает его душу и жизнь.

«Три возраста». Фрагмент. Автор: Тициано Вечелио.

В тициановскую эпоху в искусстве изображенные черепа выступали в качестве недвусмысленного символического напоминания о греховности человека, неизбежно наказываемой смертью. На третьем плане сидящий старец-отшельник с двумя черепами в руках символизирует, что ничто не вечно, не долог век молодой пары и, что жизнь каждого неизбежно подходит к концу.

Тициану путем объединения трех самостоятельных композиционных центров в единый смысловой, удалось воплотить в картине сложную философию бытия. И вместе с тем смысл этой аллегории прост – все мы рождаемся, чтобы потом умереть. И как видим, эта тема волновала Тициана на протяжении всего его творчества.

Последнее творение гениального мастера

«Пьета – Оплакивание Христа». Автор: Тициано Вечелио.

Тициан до самой смерти не выпускал кисть из рук. Даже в последний день, завершая свой земной путь, он оканчивал свое последнее творенье – «Пьета. Оплакивание Христа». Он успел даже его подписать: «Тициан сделал». Тут же завещал установить это полотно в часовне над своим надгробием и отдал распоряжение накрыть большой стол на множество персон, чтобы отдать дань уважения своим друзьям, ушедшим из жизни ранее. Но к поминальному ужину, который художник планировал провести в одиночестве, Тициан Вечеллио выйти так и не успел.

Тема пьеты была затронута многими художниками и скульпторами в эпоху Возрождения. Венцом творения Микеланджело Буонаротти — гениального мастера великой эпохи была скульптура из розового мрамора «Рietа». «Оплакивание Христа» (1499), потрясающая своей композицией и художественным исполнением.