Какие народы считают себя потомками воинов Македонского

0
227

До сих пор в мире живёт несколько народов, которые считают себя потомками воинов самого Александра Македонского. У каждого из этих народов есть связанные с «властелином мира» легенды, они говорят на уникальных языках и сохраняют свои неповторимые традиции.

Хунзы

Потомками воинов из армии Александра Македонского можно назвать хунзов, живущих в долине одноименной реки на границе Индии и Пакистана. Легенда, переданная такими авторами, как Низами, Фирдоуси и Табари, гласит, что во время своего Кавказского похода Македонский был в Дербенте и Сарире, центр которого располагался на территории современного Хунзаха. Воины Сарира из области Хунз присоединились к войску Македонского и заняли плацдарм в районе Гималаев на стыке двух цивилизаций: китайской и индийской. Эта этническая ветвь хунзов говорила на древнем языке, родственном северокавказским языковым группам.

Нынешние обитатели долины реки Хунза общаются на изолированном бесписьменном языке бурушаски.

Хунзы интересны не только языком и легендой о своём происхождении, но и тем, что среди них очень много долгожителей. Долину реки, где обитает народ, называют «оазисом молодости». Продолжительность жизни людей здесь достигает 120 лет.

Калаши

Калаши — малочисленный народ, живущий на севере Пакистана в горах Гиндикуша, является, наверное, самым известным «белым» народом Азии. Споры о происхождении калашей продолжаются и сегодня, но очевидно, что гены их уникальны. Сами калыши, впрочем, не сомневаются, что их предки — воины самого Македонского.

По одной из легенд, Македонский приказал остаться калашам и дожидаться своего возвращения, но по какой-то причине так за ними и не вернулся. Тогда верные солдаты решили осваивать новые земли. По другой версии, несколько воинов, из-за ранений не способных продолжать движение вместе с армией Александра, вынуждены были задержаться в горах.

Калаши — удивительный народ. Несмотря на многочисленные попытки исламизации, многие калаши сохраняют многобожие. Попытки провести аналогии с греческим пантеоном богов большинство учёных считают безосновательными: вряд ли калашский верховный бог Дезау — это Зевс, а покровительница женщин Дезалика — Афродита. Священнослужителей у калашей нет, и каждый молится самостоятельно, либо просит об этом дехара — местного шамана.

Язык калашей учёные называют фонологически атипичным, он относится к дардской группе индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи. Отличительной особенностью калашского языка является и то, что он сохранил базовый состав санскрита.

Язгулямцы

Язгулямцы, один из народов Памира, расселившийся в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, в долине реки Язгулям. Их язык принадлежит к иранской группе языков.

Происхождение язгулянцев туманно. О том, что их предки могут иметь отношение к войску Македонского, свидетельствуют местные предания. В одном из них рассказывается, что великий полководец не только был в этой местности, но и нашел здесь свою смерть.

По легенде местный герой Андар сразился с Македонским и нанёс ему смертельную рану. Язгулинцы верят, что Александр и похоронен в их землях, в местности Каменный мост. Македонского они называют «шах Искандар Зыркарнай». Это имя — искаженное арабское Искандер Зулькарнайн, Александр Двурогий. Непонятное арабское слово превратилось у язгулямцев в Зыркарнай, которое можно перевести как «имеющий золотой карнай». Карнай — это музыкальный инструмент, похожий на карпатскую трембиту.

Ягнобцы

Ягнобцы — малочисленный народ, живущий в Ягнобской долине в западном Таджикистане и являющийся носителем уникального на сегодняшний день языка, близкого одному из диалектов мертвого согдийского языка. Ближайший живой родственник их языка — осетинский.

Ягнобцы тоже верят, что их предки воевали в составе войска Александра Македонского. По местному преданию, Александр, проходя по Зеравшану, посетил соседний с Ягнобом Фальгар и остановился в селении Тагфон.

Точных доказательств достоверности этой легенды нет, но известно, что ягнобцы являются потомками жителей Согдианы, покоренной Македонским. Исследователь востока Макисм Андреев писал: «Можно предположить, что ягнобцы были в свое время оттеснены, загнаны в их теперешние места обитания, на которые не было претендентов и где они могли сохраниться, постепенно тая в числе».

Минангкабау

Ещё один народ, представители которого величают себя потомками Александра Македонского, называется минангкабау (Индонезия). Такое непростое для произношения самоназвание переводится как «победить буйвола». У минангкабау есть легенда, что в XIII веке, когда в страну пришли яванские войска, старейшины предложили решить территориальный спор при помощи схватки двух быков. Яванцы выставили на бой взрослого буйвола кабау, а минангкабау — молодого голодного теленка, к голове которого были привязаны наточенные ножи. Увидев буйвола, голодный телёнок побежал искать вымя и распорол буйволу живот. В память об этом и женщины, и мужчины племени носят особые головные уборы, символизирующие рога. Дома минангкабау тоже «рогатые».

Согласно местному преданию, минангкабау являются потомками сына Александра Македонского. В Индонезии считается, что в Коране младший сын Македонского фигурирует под именем Искандар Дзулкарнайн, то есть двурогий. Как можно понять, рога для минангкабау — особый национальный фетиш. Легенда гласит, что один из сыновей Македонского, которого здесь называют Шри Махараджо Дираджо, прибыл на Суматру с целью образования государственности. Вместе с ним на остров прибыли четыре мастера боевых искусств, ставшие впоследствии основателями местных стилей — Пенчак Силат.

Язык минангкабау близок к малайскому, до конца XIX века представители этого народа пользовались арабским алфавитом, сейчас у них — латиница. Этот народ также интересен тем, что сохраняет традицию матриархата. Даже после свадьбы мужчина носит статус «оранг сумандо», то есть пришельца в доме жены.