Животные в мировом искусстве. Анималистика

0
197

Издавна животные были очень тесно связаны с людьми. Свое отношение к своим четвероногим друзьям и недругам люди стали выражать с помощью искусства. Этот жанр называется Анималистика. Он считается самым древним жанром в истории. Ведь едва наши предки научились рисовать, они начали выскабливать на стенах пещер именно изображения животных. Примером тому служит пещера Ласко во Франции. Поэтому, анималистику можно смело считать прародительницей всех остальных жанров в живописи.

Расцвет первобытного искусства пришелся на эпоху позднего палеолита (35-10 тыс. лет тому назад). Древние люди изображали тех животных, на которых они охотились, и тех, которых боялись. Они выскабливали изображения на скалах и научились делать их разноцветными. На стенах древних пещер можно увидеть изображения бизонов, лошадей, кабанов, выполненные охрой, углем и гематитом. Люди рисовали эти картины, стремясь систематизировать жизнь и окружающую среду, передать опыт и знания своим потомкам и отдать дань уважения природе. Нередко животные были прорисованы намного более детально, чем человек.

В более позднем искусстве древнего Египта, Индии и Месопотамии животные изображались в форме божеств. Некоторые животные считались в этих странах священными: например, Корова, Слон, Змея, Кошка, Сокол, Баран. Изображения обожествлённых животных появились на древних гробницах, драгоценностях и предметах культа.

Интерес к животным в искусстве был крайне велик во все времена, вплоть до Ренессанса, в котором на первый план был выдвинут человек. Хотя, даже в эпоху классицизма животные часто изображались на фресках, мозаиках и вазах.

Анималистика в живописи

Одним из первых представителей анималистического жанра в искусстве является китайский художник Юаньцзи (около 1000 — около 1064), прославившийся изображением обезьян. Несколькими веками позже, за ним последовал и сам китайский император Сюаньдэ из династии Мин (1398—1435), который в качестве хобби рисовал обезьян и собак.

В период Возрождения, барокко, классицизма, романтизма и последующих стилей анимализм уже не являлся доминирующим жанром. Тем не менее, многие художники специализировались именно на рисовании животных. В период Возрождения анималистический жанр стал принимать современный облик. Животные стали детально прорисовываться, художники старались нарисовать их максимально правдоподобно, подчеркивая их красоту: шелковистый мех или яркий окрас.

В Европе эпохи Возрождения анималистический жанр развил один из величайших представителей Северного Ренессанса Альбрехт Дюрер. В то время как все кругом были заняты религией, Дюрер активно изучал животный мир. Картины известных художников того времени нечасто отходили от принятых норм живописи, однако даже на полотнах Леонардо и Рафаэля, пусть редко, все же фигурируют животные и птицы.

Очень выдающимся и знаменитым художником-анималистом является фламандский живописец эпохи барокко Франс Снайдерс (1579—1657). Он прославился своими натюрмортами с шикарными охотничьими трофеями.

Животные фигурируют и в работах современных художников. Например, легендарный испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали очень часто обращался в своих работах к теме животных, которые открывали ему безграничный простор для его неуемной фантазии.

Анималистика в скульптуре.

Изображения животных в скульптуре очень популярны по всему миру. Яркими примерами тому служат «Капитолийская волчица», «Брауншвейгский лев», «Медный всадник» и «Берлинский медведь» — скульптуры животных часто становятся символами городов и исторических событий.

Особенно среди скульпторов-анималистов выделяется французский художник Антуан-Луи Бари, творивший в эпоху романтизма. Он был необычайно талантливым скульптором, подробно изучавшим анатомию и пластику животных. По его словам, изображение животного в движении требует чрезвычайной наблюдательности, потому что одной анатомии тут недостаточно. Каждое животное обладает своими повадками, пластикой и манерой движения, которые необходимо уловить, чтобы изображение получилось как можно более натуральным.

Животные в мировой литературе.

О животных писали и пишут многие авторы всего мира. Из русских писателей можно выделить В.В. Бианки, А.П. Чехова («Каштанка»), К.И. Чуковского, Е.И. Чарушина, Л.Н. Толстого, Д.Н Маминого-Сибиряка («Серая Шейка»).

Нельзя не упомянуть и Д. Киплинга — это английский писатель, написавший всемирно известную книгу о Маугли и его друзьях – животных джунглей.

Анималистика в других отраслях.

В наш век инновационных технологий, искусство постепенно отходит на второй план. Духовные ценности человека меняются, и на первый план выходят достижения в области компьютерной и робототехнике, в области кино и средств массовой информации. Но и здесь не обходится без темы животных. В мировом и, в частности, отечественном кинематографе животные играют важную роль. Они особенно популярны в мультфильмах для детей.

Если брать советские мультфильмы, настоящими произведениями искусства можно считать «Винни-Пуха», «Кота в сапогах», «Серую Шейку», «Каштанку», «Чучело-Мяучело», «Осторожно, Обезьянки», «Каникулы в Простоквашино», «Ну, погоди» и многие-многие другие. Что уж говорить о современных мультфильмах о животных, которыми просто забиты головы современных детей.

Самые популярные современные мультфильмы о животных выпускаются американской компанией «Дисней» и рассказывают нам о приключениях Тома и Джерри, Микки Мауса, Гуффи, Дональда Дака и многих других.

В России же самый наглядный пример – современный многосерийный мультфильм «Маша и медведь», рассказывающий о дружбе девочки Маши с медведем и другими обитателями леса. Остается только надеяться, что вся информация, полученная от просмотра этих мультфильмов, принесет пользу нашим детям.

Текст: Александра Ленарская

Цитата: «Не воспитав себя, невозможно изменить страну»