На производство туалетной бумаги приходится почти 10% от общего производства промышленных товаров из древесины.
Ежегодно в мире продается туалетной бумаги на 2,4 млрд. долларов.
Всего 30% населения нашей планеты пользуется туалетной бумагой.
В Европе лучше всего раскупается туалетная бумага традиционного белого цвета. Исключением является только Франция: ее жители предпочитают гламурно-розовую.
Первое упоминание о том, что бумага использовалась в деликатных гигиенических целях относится к VI в., когда китайский мыслитель Янь Чжитуй в своих записках оставил следующий комментарий: «не стоит использовать в туалетных целях бумагу с цитатами из «И-Цзин» («Книги перемен») или с именами мудрецов».
К концу XIV в. выпуск туалетной бумаги в Китае достиг промышленных масштабов. Только для туалетов императорского дворца было произведено 720 тысяч листов, причем лично императору и его семье предназначалось 15 тысяч.
В общественных уборных Древнего Рима вместо туалетной бумаги использовались деревянные палочки с губкой на конце, замоченные в подсоленной воде.
Коренное население Гавайских островов в качестве туалетной бумаги использовало…скорлупу от кокосов!
В Средние века в Европе вместо туалетной бумаги использовали траву, листья, сено и старые тряпки.
Персонаж романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» великан Гаргантюа считал, что лучший заменитель туалетной бумаги – это… пушистый молоденький гусенок!
В России туалетная бумага начала выпускаться в XVI в. для нужд двора царя Алексея Михайловича.
В Индии и некоторых странах Ближнего Востока альтернативой туалетной бумаге является… собственная левая рука. Конечно, рука после туалета очень тщательно моется. Тем не менее, в этих государствах передача какого-либо предмета или касание собеседника левой рукой расцениваются как тяжкое оскорбление.
Американская газета “Old Farmer’s Almanac” – это специальное печатное издание для сельских жителей, которое начало выходить с 1792 г. Несколько десятилетий XIX в. эта газета выходила со специальной перфорацией, чтобы после прочтения ее было удобно повесить в туалете и «употребить в дело».
Каталог универмага Sears, Roebuck & Company, который издавался в конце XIX в., пользовался невероятной популярностью среди фермеров, потому что он печатался на мягкой бумаге, отлично подходившей для гигиенических целей. Однако в 30-е гг. прошлого века американские сельчане перестали его заказывать: бумага каталога стала более плотной и качественной.
Массовое промышленное производство туалетной бумаги началось в 1857 г. в США. Его организовал предприниматель по имени Иосиф Гайетти. Он рекламировал свое изделие как отличное средство для профилактики геморроя. Интересно, что Гайетти не побрезговал разместить свою фамилию на каждом листке туалетной бумаги.
Немецкий бизнесмен Ханс Кленк сколотил немалое состояние, играя на стыдливости потребителей туалетной бумаги. Первым слоганом фирмы Hakle, основанной Кленком, был следующий призыв: «Просите рулоны Hakle, и Вам не нужно будет произносить вслух «туалетная бумага»»! Кстати, само название Hakle (Хакле) GmbH образовано от первых слогов имени «Ханс Кленк». Сейчас эта фирма – один из мировых лидеров по продаже туалетной бумаги и прочих гигиенических товаров.
В Англии туалетная бумага начала продаваться с 1880 г. Она была серой, грубой и толстой. Продавали такую бумагу не в рулонах, а в коробочках квадратной формы. Первым англичанином, додумавшимся продавать пипифакс в рулонах, был Уильям Олкок. Поскольку англичане стеснялись покупать туалетную бумагу, ее завуалированно называли «бумажные бигуди».
В 1944 г. фирма Kimberly-Clark (производитель туалетной бумаги из США) получила награду от Конгесса за поставки этого стратегического товара американским солдатам, сражавшимся с нацистами в Европе. В 2010 году эта же фирма получила награду от американских экологов за то, что запатентовала способ, позволяющий при производстве обходиться без внутренней картонной трубки, на которую наматывается бумага. Эта мелочь уменьшила количество мусора на Земле на 160 млрд. тонн в год.
Массовый выпуск туалетной бумаги в СССР был налажен в 1969 г. на Сясьском целлюлозно-бумажном комбинате. Сначала бумагу никто не покупал – советские люди не понимали, зачем тратить деньги, если есть газеты. Туалетную бумагу даже пришлось рекламировать в кинотеатрах и принудительно распространять среди рабочих на предприятиях. Зато когда народ разобрался, зачем эта диковина нужна, туалетная бумага быстро стала одним из дефицитных товаров.
В 1973 г. Дж. Карсон, ведущий одного из популярных американских телешоу, в шутку сказал в эфире, что в США сокращается производство туалетной бумаги, и ее вот-вот не станет на прилавках магазинов. Эта шутка вызвала настоящий кризис: американцы смели всю бумагу с полок магазинов, и в течении 20 дней в стране ощущался ее острый дефицит. Карсону даже пришлось извиняться перед жителями США за свою неудачную шутку.
Во время войны в Персидском заливе в 1991 г. с помощью туалетной бумаги американские военные маскировали танки и самоходки.
Испанские болельщики используют туалетную бумагу, чтобы мастерить из нее гирлянды и плакаты для матчей. Поэтому в дни перед играми чемпионата Испании купить туалетную бумагу в магазинах очень сложно.