Хотя исторической родиной джаза считается Новый Орлеан, но он нашел распространение во всем мире. Трудно себе представить сегодня страну, где бы не слушали эту музыку. Она удивительно интересным образом проникает в сердца и чарует их.
Вот уже 100 лет, как джаз не перестает радовать людей. Говоря о появлении его в СССР в 1922 году, хочется отметить, что он был принят с радостью, буквально уже через несколько лет после своего рождения в Америке. И все это было заслугой человека, всесторонняя и многогранная деятельность которого заслуживает уважения и восхищения.
Валентин Парнах, прогрессивный деятель того времени, бесподобный танцор, переводчик, театрал, поэт. Посетив в те годы Европу, он открыл для себя эту музыку и поспешил поделиться с нею с соотечественниками. Этот многосторонне одаренный человек создал самый первый в Советском Цоюзе джазовый оркестр, название которого было своеобразным и уникальным «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». В октябре 1922 года произошло событие, которое можно считать днем рождения советской джазовой музыки.
Это был самый первый концерт вышеупомянутого оркестра. Шло время и джаз обретал все большую популярность буквально во всех слоях населения. Здесь надо отдать должное талантливому поющему актеру Леониду Утесову, который быквально жил этой музыкой. В 1934 году на экраны Союза выходит задорная комедия «Веселые ребята», в которой актер чудесно исполняет роль музыканта, страстно влюбленного в джазовую музыку. Именно благодаря этой ленте и появился театральный джаз – новый и интересный стиль, в котором очень удачно переплетались музыка, оперетта, театр, и все это преподносилось зрителю, как представление. Особое место в развитии отечественного джаза в 40-е годы занимает талантливый человек Эдди Рознер, который одновременно являлся и руководителем оркестра, и композитором, и музыкантом. Его карьера в этом направлении начиналась в Европейских странах, но потом, переехав в Советский Союз, он явил свету такое интересное направление музыки и танца, как свинг, а также одновременно с этим явился прародителем джаза в Белоруссии.
Надо отметить, что нарядy с такой популярностью и любовью у народа, отношение руководителей СССР к этому видyмузыки было двояким. С одной стороны, советских исполнителей джаза, вроде и не запрещали, но с другой – существовала тенденция непринятия всего иностранного, как разрушающей моральные принципы советского человека. Ведь, дескать, надо любить все свое, отечественное, а не известно от куда пришедшее. В начале 50-х многие коллективы, исполняющие джазовую музыку, были в не милости, иx то и дело запрещали. Затем потихоньку положение вещей стало меняться повсеместно, коснулось это и «гонимого» джаза. И уже в конце 50-х, начале 60-х годов начали раздаваться бодрящие мелодии оркестров Эдди Рознера, Олега Лундстрема. На благодатной почве появились новые коллективы, среди которых заметно выделялись Рижский эстрадный оркестр, и оркестры Иосифа Вайнштейна из Ленинграда и Вадима Людвиковского из Москвы. Музыковед Семен Гинзбург составил хорошую книгу об истории джаза, которая вышла в Ленинграде в 1926 году. Здесь, помимо своих статей, автор поместил переводы статей известных западных критиков и композиторов.
Долгое время о джазе не писали, видимо, просто хотели им наслаждаться. Но вот в 60-х годах, самом начале выходит уже вторая книга под очень кратким названием «Джаз». Это было соавторство Валерия Мысовского и Владимира Фейертага. Надо отметить, что именно в то время появились первые попытки по созданию первой энциклопедии джаза на русском языке. Работа продолжалась много лет, и учитывая все правки и доработки, это исключительное творение смогло увидеть свет в 2001 году. Издалось оно уже петербуржским издательским домом » Скифия». Это богатое на историю и информацию издание насчитывает более 1000 имен личностей, связавших свою жизнь с джазом, а уже в 2008 году, вышедшее в свет следующее издание энциклопедии, содержащее новейшие факты, было дополнено редкими фотографиями. Был существенно увеличен и список джазовых личностей.
Об этой музыке можно говорить нескончаемо много. Но, каждый сам для себя решает, что ему интересно, а что нет. Прежде, чем иметь свое мнение и дать правильно ему сформироваться, будет чрезвычайно полезным послушать и вникнуть в эту чарующую слух музыку. В самом деле, ведь не зря у нее такая длинная и красочная на события история, которая вплетает в себя так много стран.
отсюда