InfaDay Как монетизировать данные

0
197

InfaDay: Как монетизировать данные?

Для того чтобы данные приносили реальную пользу, нужна корпоративная стратегия работы с ними и соответствующий качественный инструментарий.
 

Компания DIS Group провела «InfaDay 2019 Цифровая организация: организовать данные, бизнес-процессы и себя», собравший около 350 участников из крупных российских компаний.

Михаил Комаров, директор направления Informatica в DIS Group, отметил рост интереса к управлению данными: если раньше на конференцию компании собирались в основном представители столичных фирм из традиционно лидирующих в освоении новейших технологий банковской и телекоммуникационной сфер, то в этом году аудитория расширилась географически (появились слушатели из российских регионов и ряда стран СНГ), увеличилось количество участников из других сфер бизнеса.

Проведенный DIS Group опрос показал, что 58% отечественных компаний ведут проекты, нацеленные на использование больших данных (без учета «пилотов»). Эти цифры приблизительно совпадают с данными исследования КПМГ (68%, но с учетом пилотных проектов). Треть внедряет Data Governance – «стратегическое управление данными, сквозное для всей организации». Отношение к данным как к стратегическому активу требует и появления в рядах топ-менеджеров «директора по данным» (Chief Data Officer, CDO), и выстраивания соответствующих бизнес-процессов, определения необходимых ролевых моделей и т.д.

Должность CDO из экзотической становится достаточно обыденной: в Gartner предсказывают, что уже в следующем году такой пост появится в 80% крупных компаний. В России этот показатель будет, скорее всего, ниже, поскольку во многих отечественных компаниях отсутствуют полномасштабные дата-центричные стратегии. По словам Алены Дробышевской, директора группы консультирования в области ИТ компании КПМГ в России и СНГ, представители 63% российских компаний утверждают, что у них есть программа цифровой трансформации (мировой показатель формально немногим выше — 70%), однако чаще всего под этим понимается всего лишь запуск нескольких пилотных проектов.

Бизнес DIS Group в области и больших данных, и Data Governance вырос в 2018 году по сравнению с 2017-м более чем вдвое. Оценка эта, впрочем, достаточно условна, оценить долю доходов по этим двум статьям в общем обороте компании, признал Комаров, невозможно, поскольку большинство проектов включает в себя работу с большими данными или внедрение Data Governance и все зависит от того, «как считать».

Полноценная работа с данными даст возможность выйти на новые рынки или внедрить новые бизнес-модели. Так, уже сейчас многие лидеры в этой области (чаще всего — банки и операторы), неплохо зарабатывают продажей обезличенных данных. Доля компаний, зарабатывающих подобной «внешней монетизацией», пока невелика — большинство занято внутренней монетизацией, то есть повышением эффективности собственного бизнеса за счет использования данных в процессе управления, — но будет расти.

Для этого необходимо следить за качеством данных: с этим, как отмечается постоянно, пока плохо. 55% из опрошенных DIS Group недовольны качеством собственных данных, 18% — довольны, остальные затруднились ответить.

Если в организации работы с данными мы отстаем от передовых стран, то по части внедрения технологий, как считает Комаров, порой и опережаем: сказывается отсутствие унаследованных решений. В частности, это относится к внедрению продуктов компании Informatica, которую в России представляет DIS Group. Поскольку InfaDay 2019 прошел всего спустя неделю после Informatica World 2019, то, как подчеркнул Комаров, посетители российской конференции узнали о новинках одними из первых.

Тема места CDO в бизнесе компании, область его ответственности обсуждалась на круглом столе, в котором приняли участие Светлана Бова (ВТБ), Сергей Нестеренко («Газпромбанк»), Сергей Носов («Ростелеком»), Тигран Саркисов (Х5 Retail Group), Леонид Черный («МегаФон»). Модерировали дискуссию Лариса Малькова (управляющий директор Accenture) и Александр Тарасов (управляющий партнер DIS Group).

Основной тезис, с которым согласились все, таков: CDO — это не «про технологии», а «про бизнес», хотя ответственность за качество данных, нужных бизнесу, никто с него не снимает. Соответственно, от директора по данным ждут практических результатов, причем, как нынче принято — в достаточно сжатые сроки. Для реализации проектов CDO нужны союзники, «спонсоры инициатив», которым эти проекты помогут достичь поставленных целей.

Загрузка…