Декорирование керамики ручной работы

0
176

Чтобы расписать глиняную поверхность, необходимо знать методы нанесения узора на керамику. Чем более опытный мастер, тем больше у него в запасе техник декорирования посуды. Если хотите перенять опят от профессиональных гончаров посетите гончарную школу.

Технологии росписи керамических изделий

Гончарным изделиям при росписи можно придать цветовое или рельефное покрытие. К цветовым относится создание ангобного слоя, глазурирование, подглазурная и надглазурная роспись керамики. К рельефным – создание фактур, текстурирование, использование штампов, процарапывание, лощение, тиснение.

Лощение

Гончарная техника лощения известна с древних времен. Когда глазурирование было недоступно, её использовали для создания глянцевой глиняной поверхности. Суть метода заключается в полировке изделий до зеркального блеска. После обжига гончарного изделия этот эффект усиливается.

Пред работой сырая керамика протирается губкой. Готовое изделие немного подсушивается. Затем поверхность натирается подручным предметом. Эта операция производится до появления зеркального блеска.

Для полировки используется гладкая стеклянная палочка, полировальная кисточка, камень-голец, пластиковая крышка, ложка. Данный метод применяется для керамической посуды без выступов и углублений.

Есть два вида керамики из красной глины: краснолощеная, имеющая естественный глиняный оттенок, и чернолощеная с эффектом задымления.

Рельефы

Рельефный декор может отливаться в виде отдельных деталей или формироваться сразу при лепке посуды. Дальнейшее создание узора происходит за счёт давления на глиняную поверхность.

Налепные узоры раскатываются на гладкой поверхности. Они лепятся на подсохшую посуду, смоченную водой. Среди возможных вариантов есть жгуты, медальоны, скатанные шарики, лепестки, геометрические фигурки.

Орнамент наносится острым или закругленным предметом. Он может быть прямым, волнистым, гребенчатым. Для создания цветового перехода выемки заполняются белой глиной.

Тиснение выполняется на необожженных изделиях. Сначала на глиняной поверхности создаются углубления, затем происходит обжиг.

Штампы выполняются из той же керамики. Они надеваются на сырую глину, после чего изделие подвергается обжигу.

Процарапывание

Техника процарапывания сграффито – одна из самых древних техник декорирования керамики. Перед началом обработки готовое глиняное изделие подсушивается и покрывается ангобом. Затем на поверхности выцарапывается нужный рисунок, для чего берется стеклянная палочка или любой другой остроконечный предмет. Сквозь прорези должен проступить цвет основы.

Отверстия закрашивается шликером при помощи кисти, через некоторое время избыток соскребается с поверхности. После этого стенки готового изделия можно покрыть глазурью.

Ангобирование

Ангоб – особый вид глины с густой консистенцией, напоминающей сметану. Он наносится на поверхность тонким слоем, чтобы придать черепку другой цвет после обжига. Есть два способа декорирования керамики ангобами.

Подбор сорта глины, который естественным образом окрашивается в различные оттенки после обжига. Для получения правильного цвета нужно смешать несколько видов природных материалов между собой.

Окрашивание белой ангобной массы солями металлов. Таким образом можно добиться любого оттенка. Этот способ колорирования очень распространён среди гончаров.

Ангобы любого вида имеют теплые неяркие тона, но ограниченный набор оттенков. Большого цветового разнообразия путем смешения не добиться. Краситель должен быть тщательно смешан с ангобом.

Ангобная глина, пропитанная водой, имеет густоту сливок. Её стоит проверить в действии, нанеся на керамическую поверхность и высушив ее. Если сокращение ангоба больше, чем сокращение черепка, он потрескается – это значит, что к нему стоит добавить песок. Если же оно меньше, примешивается глина.

Ангоб наносится кистью или пульверизатором. Перед этим гончарное изделие протирается влажной губкой. Толстые стенки можно покрыть глазурью сразу, тонкие лучше предварительно обжечь. Если на ангобированную поверхность нанести глазурь, её оттенок поменяется.

Узор вырисовывается мягкой эластичной кистью. После высыхания он подчищается острым инструментом. Для этой техники используется барботин.

Покрытие глазурью

Покрывать глазурью можно только обожженную посуду. Расплавленное вещество, попав на пористую глиняную поверхность, покрывает её плотным стеклообразным слоем, создавая гладкую текстуру керамики. Благодаря этому покрытию изделие приобретает не только эстетичный внешний вид, но и высокую устойчивость к химическим и механическим повреждениям, а также воздействию влаги. Рисунок под глазурью сохраняется особенно надежно.

Подглазурная роспись

Подглазурная роспись по керамике выполняется по обожженной посуде. Впоследствии её покрывают прозрачной глазурью. Используемая для этого вида росписи краска должна выдерживать высокие температуры.

Кракелюр

Эффект кракелюра выглядит как состаренная поверхность, покрытая мелкими трещинами. Для создания текстуры дерева для керамики, посуду вынимают из печи еще горячей. Это делается для создания перепада температур, от которого появляются трещины. Его покрывают специальной краской и подвергают повторному обжигу.

Надглазурное декорирование

Для окрашивания глазури применяется особый вид красителей – люстры. Это составы могут придать изделиям металлический блеск, создать мраморную или позолоченную поверхность.

Надглазурные керамические краски состоят из минеральных пигментов и стеклообразующих флюсов, образующих легкоплавкое цветное стекло. В их создании участвует скипидар или глицерин, придающие вяжущие свойства материалу. Засохшая краска формирует стекловидный слой на поверхности керамического изделия.

Препараты золота и серебра могут быть жидкими и порошкообразными. Они являются растворами органических соединений металла. Жидкое золото содержит 15% металлического золота, порошок – до 75%.

Для декорирования глазурованной керамики применяются разные техники. Существует несколько различных способов нанесения рисунка.

Живопись – ручная роспись изделий из керамики при помощи кисти, после которой остаются заметные следы мазков.

Крытьё – покрытие изделия краской из пульверизатора. Оно может быть сплошным, частичным, с незакрашенным участком, с усилением и ослаблением цвета.

Печать – рисунок из штрихов на тонкой папирусной бумаге, который при наложении отпечатывается на керамике.

Трафарет – из гумированной бумаги создаётся шаблон с отверстиями, при помощи пульверизатора распыляется краска. За счёт этого границы рисунка чётко очерчены, следы кисти не видны.

Круговое обрамление – в процессе вращения к гончарному изделию прижимается кисть. Полоска в виде усика имеет ширину до 1 мм, отводка – от 1 мм до 3 мм, лента – от 3 мм.

Штамп – однокрасочный узор из линий и точек, созданный при помощи резинового штампа.

Есть несколько вариантов дополнительной вырисовки орнамента – арабеска, дорисовка, пестрение, медальон, блик, цировка.

Арабеска – узкий орнамент по верхнему краю посуды, выполняемый тонкой кистью.

Дорисовка – дополнительные элементы, которые вырисовываются на основной части рисунка.

Пестрение – создание контрастных штрихов для подчеркивания отдельных деталей орнамента.

Медальон – круговой или овальный узор, который выполняется от руки или штампуется.

Блик – небольшой рельефный мазок для светлых деталей рисунка.

Цировка – вырисовывание узора по матовой золотой поверхности.

После окрашивания изделие подвергается дополнительному обжигу при температуре около 800°C.

Чтобы создать интересное художественное изделие, нужно набраться терпения и кропотливо изучать гончарные техники. Опытные мастера умеют сочетать различные способы декорирования керамики.