Центр трех религий: город Иерусалим

0
219

Иерусалим — единственный город на земле, в котором сосредоточены главные святыни трех религий: иудаизма, христианства и ислама. Эти религии объединяют под названием авраамических, так как их последователи почитают отцом всех верующих библейского патриарха Авраама. Раньше всех возник иудаизм.

Иудеи — колена Израилевы — обосновались в Иерусалиме три тысячи лет назад, около 1000 года до н. э. Чуть больше двух тысяч лет назад город стал колыбелью христианства. И 1400 лет тому назад в Иерусалим чудесным образом был перенесен из Мекки пророк Мухаммад. Это событие положило начало почитанию Иерусалима мусульманами как святого города. Согласно статистическим данным за 2000-й год, в черте города находится больше 1200 синагог, 158 христианских храмов и 73 мечети. Многие из них особенно почитаемы, как, например, Стена Плача, храм Гроба Господня и мечеть аль-Акса.

Главные святыни всех трех религий находятся в той части Иерусалима, которую называют Старым городом. Этот район занимает небольшую площадь в 0,9 квадратных километров.

Храмовая гора

Иерусалим иудейский

Духовным центром еврейского народа Иерусалим стал в Х веке до н. э., когда царь Давид отвоевал город у первоначально населявших его иевуссеев и провозгласил столицей объединённого Израильского царства. С Иерусалимом связано много религиозных верований и традиций евреев. По представлениям еврейского народа, именно в Иерусалиме, на Храмовой горе, находится Камень Основания (Краеугольный камень мироздания) — скала, с которой всемогущий Господь начал сотворение мира. На той же Храмовой горе располагалась Святая святых, то есть самое сокровенное место Иерусалимского храма, где хранились скрижали Завета с десятью заповедями. Поэтому все святые ковчеги иерусалимских синагог обращены к Храмовой горе, а синагог других городов мира — в сторону Иерусалима. Город упоминается во многих молитвах и песнопениях иудеев. После завершения ритуальной семейной трапезы Седер Песах во время одного из главных еврейских праздников Песах принято произносить: «На следующий год — в Иерусалиме». Таким образом евреи выражают веру в восстановление разрушенного Иерусалимского храма, который станет мировым духовным центром. Наконец, по представлениям иудеев, именно с Иерусалима, с восшествия Мессии на Масличную гору в конце дней начнется воскресение мертвых.

Храмовая гора многократно упоминается в Пятикнижии, которое является основой Ветхого Завета, поэтому это место священно как для иудеев, так и для христиан. Кроме того, по христианскому преданию, Богородица была введена в Святая Святых по ступеням с южной части Храма (которые сохранились по сей день).

Родители Девы Марии праведные Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла 3-летнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет, посвятить Её Богу. Около входа в Иерусалимский храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками. Пресвятая Дева поднялась по ступеням Храма, где её встретил первосвященник Захария. Получив откровение, Захария ввел Богородицу во Святая Святых, куда сам первосвященник мог входить только раз в год. При Храме Мария жила и воспитывалась до 12 лет.

Мусульмане рассматривают Храмовую гору как одно из самых ранних и примечательных мест поклонения Богу. На ранних стадиях ислама Мухаммад учил своих последователей стоять лицом к горе во время молитвы.

Куббат ас-Сахра построена в самом центре Храмовой горы, и внутри неё находится выступающий из земли камень — это вершина горы, единственная её часть, которая возвышается над плоским плато. Согласно Корану, этот камень и есть та скала, с которой пророк Мухаммед вознёсся в небо на крылатом коне.

Стена плача

Среди многочисленных иерусалимских святынь (среди них — могилы царя Давида и пророков, гора Сион и др.), несомненно, главной является Храмовая гора. Здесь Господь сотворил первого человека Адама, а Ной принес жертвоприношение после окончания потопа. На этом месте царь Давид установил жертвенник Богу, а его сын Соломон построил храм. Ежегодно на три больших праздника — Песах, Шавуот и Суккот — евреи совершали к нему паломничество. Храм дважды разрушали: в 586 г. до н. э. — вавилонский правитель Навуходоносор, в 70 г. н. э — римский полководец Тит. От величественной постройки осталась лишь Западная стена — часть подпорной стены Храмовой горы длиной 485 метров. Она также известна под названиями А-Котель и Стена Плача. Вот уже двадцать веков Стена Плача является объектом паломничества, местом горячих молитв и символом веры иудеев в строительство последнего, Третьего храма. Второе по значимости после Стены Плача место на Храмовой горе — уже упоминавшийся Краеугольный камень. По одной версии, он находится в мечети Купол Скалы, по другой — напротив открытой части Западной стены храма, непосредственно возле фонтана Эль-кас.

Иерусалим христианский

С Иерусалимом связаны важнейшие события земной жизни Иисуса Христа и само зарождение христианской религии. Как повествуют Евангелия, на сороковой день после родов Дева Мария принесла младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы посвятить первенца Богу, как это предписывал закон. Здесь же, в Иерусалиме, Христос исцелял и проповедовал, установил таинство причащения. В окрестностях Старого города Господь принял крестные муки, был погребен и воскрес. В Иерусалиме была погребена и усопшая Богородица.

Места, где произошли перечисленные события, стали объектами поклонения. Память о них увековечена храмами, принадлежащими разными христианским конфессиям (церковь Отче наш, базилика Страстей Господних, часовня Вознесения, гробница Богородицы и др.). Каждый паломник-христианин и путешественник стремится увидеть основную святыню — храм Гроба Господня. По сути, это комплекс храмов на древней возвышенности Голгофе, где Христос был распят, а затем воскрес. Храм возвели в 336 году, при римском императоре Константине I, и с тех пор неоднократно перестраивали. В храме сохранились место, где был установлен крест с пригвожденным Спасителем, камень, на котором ученики помазали драгоценными маслами Его тело, погребальная пещера, у которой жены-мироносицы услышали от ангела весть о воскресении.

Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.

Храм Гроба Господня пережил землетрясение в 1545 году и пожар в 1808 году. Храм Гроба Господня находится в совместном владении и управлении нескольких христианских конфессий по сложной схеме, установленной много веков назад. Все главные и второстепенные помещения строго разделены между (армянская, сирийская, греко-православная, католическая, коптская и эфиопская церкви). Все имущественные, а также территориальные права были закреплены в соответствующих договорах несколько веков назад.

Православные, армяне и католики поочередно служат литургию на Гробе Господнем.

Во избежание раздоров между конфессиями, по традиции, ключи от главного входа Храма Гроба Господня еще с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право отпирать каждый день этими ключами вход — семье Нусейба. Эта привилегия уже много веков передается от отца к сыну вот уже девять веков.

Напоминание о распри между конфессиями — Рассечённая колонна. Это одна из опор входа, которая была расколота молнией при схождении Благодатного огня в 1634 году. В этот день между православными и армянскими христианами возник спор о том, кто имеет право первым провести службу. Во время этих препирательств из грозовой тучи ударила сильнейшая молния, которая и расколола колонну.

В Храме Гроба Господня каждый год проходит обряд схождения Благодатного огня, телетрансляция которого осуществляется по всему миру.

Иерусалим мусульманский

У приверженцев ислама Иерусалим считается третьим по значению и святости городом после Мекки и Медины. Во-первых, в Иерусалиме жили почитаемые мусульманами в качестве пророков Ибрахим (Авраам), Дауд (Давид), Сулейман (Соломон), Иса (Иисус). Поэтому в 610-х гг. город был первой киблой ислама — то есть направлением, куда необходимо стоять лицом во время молитвы. Во-вторых, согласно Корану, около 619 года в Иерусалим был перенесен из Мекки пророк Мухаммад. Здесь он вознесся к Аллаху и получил от него заповедь совершать молитву пять раз в день.

Здание мечети аль-Акса представляет собой 7 галерей: 3 с восточной стороны, 3 — с западной и 1 — между ними. Центральная галерея, которую образуют мраморные колонны, протянувшиеся с севера на юг, покрыта сводчатой крышей серого, свинцового цвета.

В южной части она завершается величественным полусферическим куполом (высота 17 м).

Внутрь мечети аль-Акса ведут 11 дверей: 7 дверей, расположены в северном фасаде, каждая из них ведет в одну из семи галерей, заканчивающихся в противоположной стороне; 1 дверь в восточной части, 2 — на западной и 1 — на южной.

В мечети одновременно могут молиться до 5000 верующих.

С описанными событиями жизни пророка связаны основные мусульманские святыни Иерусалима, расположенные на Храмовой горе. Это мечеть аль-Акса (в переводе с арабского — «отдаленная мечеть») возведенная на том самом месте, куда Мухаммад перенесся из Мекки.

Второе святилище — мечеть Купол Скалы — расположено на месте, откуда пророк совершил путешествие на небеса. Здания находятся в мусульманском квартале Иерусалима на небольшом расстоянии друг от друга.

Помимо религиозного значения, является одним из древнейших и красивейших памятников раннего исламского зодчества, имея правильные пропорциональные очертания и внутренний богато украшенный узорчатый мозаичный орнамент.

Внутри купола находится часть скалы, с которой, по преданию, пророк Мухаммад совершил мирадж — «прыжок в небо», предстал перед Аллахом и получил завет мусульманской веры. В Куполе Скалы хранится отпечаток стопы Мухаммада и три его волоска. Считается, что эта скала и является Камнем Основания или Краеугольным камнем на Храмовой горе, над которой располагалась Святая святых Иерусалимского храма, т.е. краеугольным камнем мироздания, поскольку именно с неё Господь начал Сотворение мира.

Мечеть Куббат ас-Сахра была построена в Иерусалиме в 687-691 гг. по повелению омейядского халифа Абд аль-Малика на месте разрушенного римлянами Иерусалимского храма. Здание многократно перестраивалось, страдало от землетрясений и нашествий. Храм становился собственностью то мусульман, то христиан, некоторое время он даже объединяло обе религии. С 1250 г. Купол Скалы принадлежит мусульманам.

Куббат ас-Сахра и Аль-Акса два разных исламских храма, однако вместе они составляют единый комплекс — Харам Аш-Шариф.

Сейчас Купол Скалы не используется в качестве мечети. Это архитектурный памятник, оберегающий камень, с которого вознёсся пророк Мухаммед. Интерьер поражает великолепием: стены облицованы узорчатым мрамором, покрыты мозаикой, капители колонн позолочены, балки и притолоки четырех дверей обшиты бронзовыми пластинами с чеканкой и позолотой. Строго соблюдена характерная для ислама бело-сине-зелено-золотая гамма.